Вышедшие в 2003 году «Пираты Карибского моря» были вдохновлены одноимённым парком аттракционов в «Диснейлэнде». Посрамив критиков, создатели постановки доказали, что высосанная из пальца идея способна обернуться отличным приключенческим фильмом. Кроме того, блокбастер, ставший настоящей творческой удачей для Джонни Деппа и принёсший создателям ощутимые дивиденды, доказал, что пиратская тема в кинематографе ещё не полностью изжила себя. После громогласного успеха первой картины, «Мышиная фабрика» решила расширить мир пиратов Карибского моря до трёх фильмов.
Работа над двумя сиквелами «Проклятия Чёрной жемчужины» – «Сундуком мертвеца» и «На краю света» – велась одновременно. Съёмки стартовали 28 февраля 2005 года, но завершились в разное время: вторая часть была готова к 1 марта 2006 года, а третья – к 10 января 2007 года. Неприятностей съёмочной группе подкинула погода. В то время на Доминике, куда после полуторамесячного пребывания в Калифорнии переместилась команда постановщика Гора Вербински («Звонок», «Ранго»), ливневые дожди сменялись удушающей жарой. Это в полной мере отразилось и на актёрах, которым приходилось носить неудобные тяжёлые костюмы, и на остальных членах бригады, в обязанности которых входила работа с реквизитом и установка сложных декораций. Вынужденные дни простоя сказались на бюджете, приходилось вносить правки в сценарий прямо по ходу. Но даже это, а также сезон ураганов, обрушившийся на Багамские острова, куда отправилась бригада «Пиратов», не сумели помешать завершить съёмки к 10 сентября 2005 года.
На счастье продюсера проекта Джерри Брукхаймера основная команда первого фильма сохранилась. За сценарий снова взялись Терри Россио и Тед Эллиот, работающие преимущественно вместе («Алладин», «Шрек», «Одинокий рейнджер»). Из артистов первым согласился участвовать в продолжении Джонни Депп. Затем к нему примкнули остальные актёры из «Проклятия Чёрной жемчужины», включая исполнителей ключевых ролей Уилла Тёрнера и Элизабет Суонн – Орландо Блума и Киру Найтли соответственно. Новичками на съёмочной площадке стали Билл Найи («Реальная любовь», «Рок-волна») – он перевоплотился в главного антагониста фильма Дэйви Джонса, – Наоми Харрис («28 дней спустя», «007: Координаты «Скайфолл»), Стеллан Скарсгард («Бесхитростное убийство», «Нимфоманка»), Том Холландер («Хороший год», сериал «Ночной администратор»). На эпизодическую роль отца Джека Воробья был приглашён гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс, с которого Депп отчасти и списывал образ взбалмошного капитана.
Интересно, что члены экипажа Дэйви Джонса изначально значились призраками. Идею превратить их в живые существа высказал сам Гор Вербински. Была разработана иерархия монстров. Специалисты по визуальным эффектам Industrial Light & Magic провели кропотливую работу, взяв за ориентир труды знаменитого британского документалиста Дэйвида Аттенборо («BBC: Голубая планета», «BBC: Планета Земля»). Все прихвостни Джонса, кроме Прихлопа Билла (персонаж Скарсгарда), были созданы при помощи компьютерных технологий. Для отца Уилла Тёрнера и Дэйви Джонса использовалась техника захвата движения.
Связав в рамках одного фильма воедино легенды о Летучем голландце, кракене – огромном головоногом моллюске, фольклорном морском чудовище – и сундуке Дэйви Джонса, авторы попытались придать сиквелу блеск оригинала, расширив и углубив исходную историю. Отчасти им это удалось. Перфекционизм Вербински по части визуала нашёл отражение и в полученных картиной наградах (премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и награда за лучшие декорации), и в восторженных откликах зрителей, по достоинству оценивших сложные спецэффекты и с нежностью созданную атмосферу разудалого пиратского кино.
В картине великолепно поставлены батальные сцены. Некоторые из них хочется пересматривать снова и снова. Например, погоня на гигантском колесе достойна войти в список лучших экшен-сцен Голливуда. Не намного хуже и другие моменты, как, например первое знакомство с кораблём Дэйви Джонса или сражение на острове Креста. Гротеск Летучего голландца, кровожадность её капитана, сантименты Уилла, решительность Элизабет, фиглярство Воробья – вспомогательные средства, не только украшающие полотно, но и наполняющие паруса звёздного фрегата Вербински воздухом. Без интересных героев, отличного визуала и великолепного музыкального сопровождения наблюдать за сюжетными перипетиями Джека Воробья и остальных было бы не так занимательно.
С другой стороны, в сравнении с первой серией сценарий второй не выглядит столь же отточенным, столь же стремительным и захватывающим дух. «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» – это всё тот же весёлый и незабываемый аттракцион, но на этот раз немного потерявший в очаровании. Сюжет перегружен лишними персонажами, а количество пике, которые берёт повествование, представляется чрезмерным даже для такой размашистой истории. Вместо ироничной и остроумной сказки Гор Вербински выдал пространный очерк об авантюрных пиратских приключениях. Увлёкшись такелажными работами, расцвечивая своё оборудованное по последнему слову техники судно яркими красками и до предела насыщая картину событиями, режиссёр потерял нить повествования.
В некоторых моментах лента прикидывается прямым продолжением первой части франшизы. Она ладно скроена и, ложась на фарватер, стремительно бежит навстречу непредвиденной удаче. Например, сцены на палубе Летучего голландца или на острове дикарей-пелегостов по-настоящему хороши. Чувствуется драма, проглядывается эмоциональный надрыв. Но когда мозаика складывается в единую картину, становятся заметны шероховатости и несостыковки. Линия мисс Суонн и капитана Воробья хоть и заинтриговывает, сложно переплетается с другими подсюжетами, в которых отчётливо просматриваются не только аллюзии на «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, но и прямые отсылки на другие видные произведения эпохи неоромантизма. В сюжете наблюдаются провисания. Мотивация главных героев не всегда очевидна, а оборванное на полуслове повествование не добавляет произведению законченности и цельности.
Но всё же кинолента, собравшая в мировом прокате более миллиарда долларов, оказалась на порядок сильнее многих других летних блокбастеров, выходивших как до неё, так и после. Жемчужина актёрского гения Джонни Деппа сверкает всё так же ярко. Хорош Билл Найи, для которого участие в многомиллионной голливудской постановке стало первым подобным опытом. Его Дэйви Джонс получился живым – безжалостным, но вызывающим сочувствие. В целом справились со своими героями Кира Найтли и Орландо Блум. Переплюнуть Деппа у англичан не было ни единой возможности, но их персонажам веришь, даром что некоторые их действия кажутся абсурдными и лишёнными смысла.
Значительная касса «Сундука мертвеца» и не менее впечатляющие показатели третьей части, которая недобрала до заветного миллиарда лишь несколько десятков долларов, позволили студии заняться разработкой четвёртой части. Обновлённый актёрский состав (из завсегдатаев в неё попали лишь Джонни Депп, Джеффри Раш и Кевин МакНэлли, сыгравший Джошами Гиббса, сподручного Воробья) и новый режиссёр (ленту поставил Роб Маршалл – автор «Мемуаров гейши», а также мюзиклов «Чикаго» и «Девять») помогли детищу Walt Disney Pictures повторить успех предыдущих лент. Фильм, хоть и получил смешанные отзывы в прессе, сумел переступить планку в один миллиард долларов. Потому выход очередного продолжения был лишь вопросом времени. Пятая часть пиратской эпопеи, получившая подзаголовок «Мертвецы не рассказывают сказки», сохранила в актёрском составе Деппа и Раша, вернула героя Блума и готовится к старту в прокате в мае 2017 года.