Грандиозный эндшпиль с печальным подтекстом
Команда Мстителей потерпела фиаско – космический завоеватель Танос осуществил свой чудовищный план и стёр половину живых существ во Вселенной. Однако внезапные появления Капитана Марвел и Человека-муравья дают надежду на спасение. Герои надеются взять реванш у злодея и вернуть к жизни своих друзей.
«Война бесконечности» – третья картина в линейке «Мстителей» – заработала в мировом прокате баснословные два миллиарда долларов и собрала положительные отзывы критиков. Специалисты окрестили работу братьев Руссо одним из лучших блокбастеров нового времени и предрекли успех его сиквелу – ленте, завершающей историю оригинального состава супергероев. Поставить её студия вновь доверила Джо и Энтони Руссо. Кинематографисты присоединились ко вселенной Marvel в 2012 году, когда им были доверены режиссёрские кресла сиквела истории о Капитане Америке.
«Первый мститель: Другая война» вышел в мировой прокат в 2014 году и оправдал надежды продюсеров, собрав $714 миллионов. Спустя два года братья сняли третью часть эпопеи, а уже в 2016-м свет увидела их самая амбициозная на тот момент работа – третий кроссовер о Мстителях. Постановка стала не только одной из самых успешных лент мэйджора, но и представила публике нового антагониста – межгалактического военачальника Таноса, сурового и беспощадного деспота, задумавшего уничтожить половину жизни во Вселенной.
В Таносе, который впервые появился на страницах комиксов в 1973 году, видны аллюзии на известных диктаторов и тиранов – Адольфа Гитлера, Бенито Муссолини, Франсиско Франко, Аугусто Пиночета или Иосифа Сталина, – антагонист имеет свою чётко выстроенную историю и идеологию, подробности которой делают из него неоднозначного героя. Личная трагедия Таноса помогает зрителю чуть лучше понять супостата, посмотреть на события третьих «Мстителей» под другим углом и отчасти даже проникнуться бедой одиозного космического преступника.
Братья Руссо фактически сделали из Таноса протагониста произведения. Инопланетный деспот проходит все ступени положительного героя: он последовательно двигается от осознания необходимости перемен (Вселенная перенаселена и хаотична, она нуждается в том, чтобы кто-то занялся её обустройством) до обнаружения себя в новой реальности (встреча со Мстителями) и связанных с этим испытаний (противостояние с командой супергероев и собственными страхами) к возвращению домой (уничтожение половины существ во Вселенной – завершение войны).
Разумеется, объёмный антигерой был далеко не единственной причиной грандиозного успеха «Войны бесконечности». Труды всей команды, начиная от прорисовки идеи и разработки первоначального сценария, заканчивая актёрскими перформансами и монтажно-тонировочными работами, сделали своё дело, превратив крайне амбициозное произведение в настоящую жемчужину современной поп-культуры. Братья Руссо убедительно доказали, что способны справиться с по-настоящему сложной задачей.
В эмоциональном плане заключительная глава приключений Мстителей заметно отличается не только от предыдущей, но и от прочих фильмов киновселенной. Если закрыть глаза на то, что основные персонажи произведения – вымышленные супергерои, а некоторые события априори не могли бы происходить в реальном мире, то в первые полчаса картину вполне можно принять за инди-драму об утрате близкого человека. К тому же хронометраж постановки составляет чуть более трёх часов. Подобная продолжительность могла бы пойти во вред, как и небесспорный выбор реперных точек новых «Мстителей». Однако полюбившиеся многомиллионной публики герои и довольно уверенное повествование сглаживают неровные углы.
Братья Руссо сняли очередное значительное кино в сегменте развлекательного. Соединив логические цепочки и завершив все ключевые линии, они наполнили полотно юмором. Шутки и каламбуры всегда были непременным атрибутом франшизы. Однако в третьих «Мстителях» их количество было сведено к минимуму – акцент был сделан на драме. В «Финале» юмор вновь возвращает себе былые позиции: чудной Тор, всё ещё ершистый Ракета, самоироничный Тони Старк, немного самовлюблённая Кэрол Дэнверс, забавный Скотт Лэнг, заново обретший себя Брюс Бэннер и другие отлично взаимодействуют, выдавая одну хорошую шутку за другой. Юмор, несмотря на своё заметное присутствие, строго дозирован и никак не мешает развитию драматической составляющей. Новое противостояние с Таносом не лишено напряжённых моментов, а концовка вполне может претендовать на один из самых сентиментальных киномоментов года.
Вместе с тем в ленте по-новому расставлены акценты. Таносу предоставлено гораздо меньше экранного времени. Намного больше авторов интересуют протагонисты: их страхи, мечты, надежды и устремления. В некоторых эпизодах картина превращается в камерную мелодраму, в которой находится место и тягостным размышлениям, и рефлексии с острыми диалогами. Мстители путешествуют по закоулкам памяти, постепенно осознавая свои истинные желания. В этих простых, но поэтических образах герои предстают перед нами в первозданном виде. Тони Старк вспоминает, что он в первую очередь сын своего отца, самоотверженный и умный мужчина, а не надменный эгоист-эксцентрик, Стив Роджерс всё больше понимает, что любовь – главная движущая сила в жизни, Тор окончательно прощается с маской высокомерного непобедимого бога. А получившая в новой ленте заметно больше внимания Небула демонстрирует, насколько сильно она изменилась со времён первых «Стражей галактики».
Не забывают создатели и об основных современных трендах. Женские персонажи показаны независимыми и сильными. В одной из ключевых сцен они даже объединяются в нечто отдалённо похожее на феминизированную версию Мстителей.
Но в большей степени новые «Мстители» посвящены взаимоотношениям простых людей, оказавшихся в непростой ситуации. Обычным людям, которые самым неожиданным образом у нас на глазах превратились в супергероев. Их ноша сложна, а грозящая им опасность вполне осязаема. Чтобы одолеть неприятеля, нужно не только сплотиться, но и понять самого себя. Чтобы завершить свой путь, необходимо преодолеть суровые испытания и примириться с неизбежными лишениями. Они не боятся показаться слабыми, смешными и даже жалкими. В этом картина Энтони и Джо Руссо наконец стала похожа на настоящую жизнь. В этом кроется одна из причин, по которой кинокомиксы от Marvel так полюбились зрителям. С Тором и Железным человеком, Капитаном Америкой и Халком, Чёрной пантерой и Звёздным Лордом, Капитаном Марвел и Чёрной вдовой так хочется себя отождествлять.
И теперь, когда многолетний цикл фактически завершён (летом нас ещё ожидает премьера новой картины о Человеке-пауке), можно с уверенностью сказать: мы стали свидетелями киноявления поистине исторического масштаба. Как известно, сделать качественное кино для детей и подростков невероятно сложно. Снять не просто качественное, но воодушевляющее, поражающее, заставляющее говорить о нём на каждом углу произведение – задача со множеством неизвестных и повышенными рисками. Однако у Кевина Файги и компании получилось.
Что самое поразительное: их творения, апеллирующие к простым чувствам человека – состраданию, восторгу, восхищению – приковали к большим экранам не только подрастающее поколение, но также сподвигли взрослых, вполне самодостаточных людей вспомнить о том, что у них внутри всё ещё живёт ребёнок – живой, немного глупый, честный в проявлении эмоций, иногда чрезвычайно упрямый, энергичный, шаловливый и умеющий искренне удивляться. Уже только это ставит кинематографическую вселенную Marvel в самое выгодное положение.
Повествование «Финала» завершается на минорно-торжественной ноте. И пусть на этот раз (особенно, в сравнении с «Войной бесконечности») темпоритм намеренно искажён (первая треть почти полностью посвящена самокопанию персонажей – экстремум достигается в оставшихся актах произведения), некоторые из супергероев – Человек-паук, Ник Фьюри, доктор Стрэндж, Чёрная пантера, Питер Квилл и другие – появляются на экране ненадолго, а особенно въедливые киноманы всегда найдут несостыковки и успеют покритиковать фансервис, «Мстители: Финал» – не просто разноцветный многомиллионный кинокомикс-аттракцион, но и фильм об ответственности и самопожертвовании.
Это калейдоскопическое захватывающее путешествие в прошлое, рассказывающее о настоящем и ненадолго заглядывающее в будущее. Наконец, это великолепный образчик достижений современных технологий. Благодаря стараниям команды режиссёров мы можем лицезреть на экране идеальные с визуальной точки зрения сражения полчищ инопланетных монстров с героическими земными персонажами, где магия соединяется с киберпанком, фантастическое – с фэнтезийным, боевик – с комедией, душевные стенания перемежаются с детективной составляющей, а количество протагонистов увеличивается в геометрической прогрессии.
На словах всё это кажется простым и понятным, но создатели в очередной продемонстрировали свои таланты и работоспособность – постановка выглядит цельным и законченным произведением. Разумеется, диспуты вокруг блокбастера не утихнут ещё долго, но никто не будет спорить с тем, что «Финал» стал отличным завершением невероятно популярного киносериала, вишенкой на торте, который, вне всякого сомнения, ещё не раз появится на нашем праздничном столе. Пусть и сделан он будет из совсем другого теста.