Отважный авиатор
Однажды авиакомпания Japan Airlines заказала Хаяо Миядзаки небольшой мультфильм, чтобы показывать его на борту своих самолётов. Фильм основывался на манге режиссёра «Эпоха гидропланов», действие которой происходит в Адриатике – хорватском Дубровнике, но внезапно разразившаяся война между Хорватией и Югославией спутала все карты.
Миядзаки пришлось перенести место действия на безымянный остров и пересмотреть тональность фильма. В итоге «Порко Россо» оброс новыми деталями, увеличившись в продолжительности с примерно тридцати минут до полутора часов, и, сначала премьеровавшись на борту самолётов Japan Airlines (именно поэтому в начале появляется текст на разных языках), отправился в кинотеатры. По сей день фильм считается одним из главных в карьере Хаяо Миядзаки.
Как и манга, «Порко Россо» рассказывает о герое Первой мировой войны, итальянском асе Марко Паготте (реальная личность, большой друг Миядзаки), который где-то после её окончания обзавёлся свиным рылом (а это уже фантазия). Марко теперь известен как Порко Россо (что в переводе с итальянского значит «Малиновая свинья»), и на жизнь зарабатывает, рассекая небо на красном гидроплане и громя воздушных пиратов. Однако время не стоит на месте: самолёт Марко требует ремонта, пираты нанимают американского аса Дональда Кёртиса, чтобы тот разобрался с их «проблемой», а пришедшие к власти фашисты считают деятельность Порко незаконной и жаждут его арестовать.
«Порко Россо» выделяется среди остальных работ Хаяо Миядзаки не только тем, что сказочных элементов в ней практически нет, а события происходят в реальном мире. Фильм неожиданно оказывается очень личным: в главном герое обнаруживается много черт самого мэтра, а сюжет затрагивает как волнующую режиссёра тему (он известен своей страстью к летательным аппаратам), так и время (Марко не раз колко высказывается о фашизме). Также это вовсе не захватывающая приключенческая картина: события «Порко Россо» просты и будничны, и главное здесь – внутренний мир героев, а не внешние конфликты. И благодаря приятным, смелым, духовно богатым персонажам, ты втягиваешься в происходящее с первых кадров и наибольшее удовольствие получаешь от диалогов, многозначительных взглядов и путешествий по воспоминаниям.
Хотя главный герой здесь мужского пола, основным двигателем сюжета, как и всегда у Миядзаки, остаются сильные, мудрые и отважные женщины. Джину, очаровательную хозяйку отеля «Адриано», любят все пилоты – за красоту, радушие, вокальный талант, за то, что она создала «уютное гнёздышко», где и пираты, и охотники за головами могут спокойно пропустить стаканчик-другой и не передраться. Фио, 17-летняя девушка-инженер, несмотря на возраст, знает своё дело, и ей оказывается по силам разработать улучшенный гидроплан для Порко. А многочисленные родственницы старика Пикколо – авиамеханика, старого друга Марко, – во время Великой депрессии с воодушевлением берутся за любую работу – им под силу даже самолёт построить!
Важное место в мультфильме занимает романтическая линия между Джиной и Марко, также далёкая от сказки. Джина трижды выходила за пилотов – её и Марко друзей – и все они погибали – один в войну, другой в Атлантике, третий в Азии. Поэтому Марко остаётся её последним и самым дорогим другом. Истинные чувства к нему Джина скрывает и предпочитает мечтать, что счастье само придёт к ней, пока она сидит в беседке в саду. Марко, немало всего пережив на войне, тоже предпочитает находиться в одиночестве, маскируя истинные мысли за личиной безразличия и цинизма. Суждено ли этим героям быть вместе? Прелесть фильма в том, что зрителю самому предлагается ответить на этот вопрос.
Как и предположить причину «свинства» Марко Паггота. Хоть он и отстранился от людей, но всегда приходил и продолжает приходить на выручку (а однажды, как мы узнаём, посадил свой гидроплан в бушующем море, чтобы спасти жизнь вражеского пилота). Марко остаётся мудрым и смелым человеком даже в новом обличье.
Хаяо Миядзаки часто изображает себя в образе свиньи и считает, что каждый мужчина в среднем возрасте становится свиньёй. Так, возможно, «свинство» Марко – лишь метафора средних лет, когда мужчина дряхлеет, морщинится и реже следит за собой? Или, может, имеет место более поэтичная трактовка – среди всех этих грязных «свиней», олицетворяющих лицемерное правительство, или высокомерных хвастунов вроде Дональда Кёртиса, или дурашливых пиратов, забывающих о гигиене, человек даже с лицом свиньи всё равно может оставаться человеком?
В фильме остаётся и элемент сказки. Марко обернулся свиньёй по какой-то причине, а значит – может снова превратиться в человека. «Что же нужно сделать, чтобы тебя расколдовать?», – вопрошает Джина. Что может расколдовать Порко Россо? Поцелуй красивой девушки? Храбрый поступок, призванный защитить её честь? А может, попытка сделать счастливой старую подругу? Миядзаки и здесь играет со зрителем.
Но, несмотря на недомолвки, фильм всё равно подкупает. Особой атмосферой, перекликающейся с реальными историческими событиями, тонкой недосказанностью, оставляющей просторы для размышлений, как всегда симпатичными, храбрыми, целеустремлёнными героями. Всё это наполняет «Порко Россо» теплотой и одновременно лёгкой грустью. И будь главным героем истории простой человек, мультфильм потерял бы огромную долю очарования.