Преступление и самонаказание

Лев Толстой давно поведал истину, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая – несчастлива по-своему. Точно так же и каждый несчастный человек пытается найти собственный способ избавления от душевных страданий. Но иногда в жизни происходят вещи, которые нельзя забыть и простить, а потому с ними приходится как-то существовать. Об этом и повествует психологическая драма Кеннета Лонергана, ставшая одним из главных номинантов минувшего «Оскара» – «Манчестер у моря».

Главного героя, замкнутого и нерасторопного сантехника Ли (Кейси Эффлек), внезапно назначают опекуном его племянника, Патрика (Лукас Хеджес), из-за внезапной смерти брата. Испытывающий в жизни одни трудности, Ли не горит желанием решать чью-то судьбу, но всё же возвращается в родной город, чтобы принять участие в жизни парня. Индифферентность Ли вызвана отнюдь не его пофигистическим отношением к жизни – просто когда-то по его вине произошла страшная семейная трагедия, и теперь он выбрал бесконечное самобичевание как единственное возможное для себя наказание. Как раз оно и не позволяет ему начать всё с чистого листа.

Лонерган ведёт рассказ в своеобразной манере: искусно переплетает реальные события и флэшбэки, каждой новой сценой дополняя как портрет главного героя, так и развивая его взаимоотношения с окружающими людьми, которые составляют очень сложный конфликт. Выбор жителей «одноэтажной Америки» в качестве главных героев – несомненный плюс фильма. Например, именно по этой причине Томас Гарди предпочитал писать о сельских жителях – по его мнению, истинный характер богачей слишком скрыт из-за их неискренности и достатка, в то время как поступки простого человека честны, открыты и в полной мере отображают весь его внутренний мир. То же касается и героев «Манчестера у моря» – быт простых людей с их проблемами не только понятен каждому зрителю, но и помогает «примерить» их жизненные ситуации на себя, а, значит, заставит искренне сочувствовать персонажам и по-настоящему проникнуться их болью.

Глубокое погружение в бытовую среду для Лонергана – не эстетствующее занудство, а необходимое знакомство с повседневным укладом героев, позволяющее внимательнее рассмотреть их образы, понять законы и правила, по которым они живут. Это также помогает увидеть, как именно формируются их личности, какие жизненные уроки они выносят из произошедших с ними событий и как именно они планируют своё дальнейшее существование (особенно хорошо прописана линия Патрика, который тщательно пытается скрыть то, что он, по сути, никому не нужен после смерти отца). Удостоенный премий «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучшую мужскую роль Кейси Эффлек действительно очень хорош в весьма трудной роли человека, выбравшего самоистязание как единственный способ расплаты за содеянное, но понимающего, что если он всё-таки решит продолжать жить дальше, то для этого нужно предпринимать какие-то шаги.

Само же кино в целом сложно назвать гениальным образцом жанра семейно-психологической драмы. Вдобавок режиссёр временами полагается на клише (вроде выбора изрядно затёртого «Адажио» Альбинони в качестве саундтрека для трагических эпизодов). Но «Манчестер у моря» обладает тем набором качеств, которые превращают фильм в достойного номинанта солидных премий. Среди его несомненных плюсов – верно выбранная отстранённо-бесстрастная манера рассказа, превосходно отображающая события картины с точки зрения главного героя, актёры, работающие без грамма фальши и сложный межличностный конфликт, показывающий, как именно человек пытается справиться с трагедией, которая, по сути, может произойти с каждым.

ОЦЕНКИ
Для глаз
7
Для ума
8
Для сердца
8
Предыдущая статьяТрейлер фантастики «Окча»
Следующая статьяВторсырьё: 21.05.2017
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here