Неумолимое течение времени

Недалёкое будущее. В мире почти не осталось мутантов. Постаревший и лишившийся большей части своих способностей Росомаха (Хью Джекман) живёт обычной жизнью на границе с Мексикой, подрабатывает водителем лимузина и заботится о медленно умирающем профессоре Ксавье (Патрик Стюарт). Кажущуюся идиллию нарушает внезапное появление девочки по имени Лора (Дафни Кин), которая имеет какое-то отношение к прошлому Росомахи, и преследующих её членов некой тайной корпорации, готовых уничтожить любого, кто встанет на их пути.

Все фильмы франшизы о Людях Икс придерживаются некого негласного канона, заданного дебютной картиной Брайана Сингера. Правила эти, впрочем, несильно отличаются от принципов, на которых зиждутся многие другие современные блокбастеры. К числу оных относятся непринуждённый повествовательный тон, пониженный градус драматизма, непременное противостояние добра и зла с обязательным фиаско последнего, принятые за константу персонажи-функции. «Логан» Джеймса Мэнголда в этом плане сильно отличается от своих предшественников.

Логан

Картина, завершающая трилогию о Росомахе, по сути – про обычных людей, даром что в центре внимания режиссёра «Поезда на Юму» находятся знаменитые супергерои киновселенной 20th Century Fox и Marvel Entertainment. Если убрать из картины все экшен-сцены и отсылки к предыдущим картинам эпопеи, на выходе мы получим почти интимную историю о разрушительной силе времени, взаимоотношении отцов и детей, а также проблеме самоидентификации. Сценарий, в основу которого легли серии комиксов «Смерть Росомахи» и «Старик Логан», написан в мрачных тонах, наполнен тонким психологизмом и содержательно приближается к классическим произведениям прошлого, будь то «Человек дождя» Барри Левинсона или «Леон» Люка Бессона.

Фильм хорош своей разнонаправленностью. «Логан» – это и медитативное роуд-муви, и старорежимный – совсем как «Шейн», который в одной из сцен смотрят герои фильма – вестерн, и разухабистый кровавый боевик, в котором нет места экшену ради экшена. Эпизоды действия, которые оказываются в центре внимания, заслуживают самых лестных эпитетов. Благодаря рейтингу R в моменты отчаянных схваток лента превращается в адский конвейер из крови и плоти. За персонажей по-настоящему переживаешь – здесь могут не только ранить, но и убить. Протагонисты вызывают в зрителе острый отклик – кажется, уровень эмпатии героев кинокомикса не был столь высоким со времён «Хранителей» и «Тёмного рыцаря».

Логан

Невероятно сентиментальным оказывается финал истории, в котором каждый получит то, чего заслуживает, а пафос сведён к минимуму. С другой стороны, лента чуть провисает ближе к концу – создаётся впечатление, что Мэнголд повторяется, старательно прорисовывая детали и без того уже разгоревшегося конфликта. Отличную работу проделал композитор ленты Марко Белтрами («Обитель зла», «Повелитель бури»). Задумчивая, пульсирующая, наталкивающая на размышления, но взрывающаяся в самые напряжённые моменты музыка – отличный саундтрек для заключительной главы из невесёлой в общем-то истории Логана.

Важная проблема, которой касается картина Мэнголда – взаимоотношения отцов и детей. Для Логана создатели припасли новое испытание, которое, пожалуй, станет самым сложным в его по-шекспировски трагической судьбе. Встреча с Лорой оказывает на героя глубокое воздействие, меняя его мироощущение. Новая героиня, как и Логан, обладает сверхспособностями, которые для неё скорее проклятие, нежели дар. Поладить с ребёнком, не привязавшись к ней (все, кто дорог Росомахе, так или иначе погибают) – задача не из лёгких. Отношения профессора Икс с девочкой не менее важны для постановки, чем её линия с Росомахой. Задыхающийся от болезни Альцгеймера бывший глава школы мутантов учит Лору состраданию и любви. Она отвечает ему взаимностью и помогает Чарльзу вновь обрести душевное равновесие и цель в жизни.

Логан

Обрести покой мешает новым друзьям шайка наёмников, охотящаяся за Лорой. Ребёнок для них – ценный артефакт, который они готовы заполучить любой ценой. Главный в отряде головорезов – Дональд Пирс в исполнении Бойда Холбрука. Актёр создаёт на экране запоминающегося злодея с отрицательной харизмой, но его персонаж – лишь фон для развития характеров Логана, Лоры и Ксавье. Такими же выглядят другие важные персонажи постановки: обаятельный мутант Калибан в исполнении комедийного артиста Стивена Мерчанта и главный злодей истории доктор Зандер Райс, которого играет Ричард Э. Грант («Дракула», «Дом Хемингуэй»).

Для двенадцатилетней Дафны Кин картина Мэнголда стала первым опытом работы в большом кино. Дебют юной актрисы вышел великолепным – она сумела создать убедительный и целостный образ загнанного в угол зверя, который с течением времени при помощи новых друзей обретает новое лицо. Боевое крещение девочка проходит вместе с Росомахой. Незаметно для самой себя она превращается из машины для убийств в способного чувствовать человека. Сущность Лоры, скрытая где-то внутри, но, словно молодой побег прорывающаяся через асфальт навстречу солнцу, дарит новый стимул жизни для Росомахи. Логан осознаёт – пусть только на короткое мгновение – смысл своего существования. Жить прошлым бессмысленно, а простые человеческие ценности оказываются для бывалого супергероя тем самым спасительным прутиком, который помогает ему принять и понять себя, завершив свой длинный путь наиболее достойным образом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here