Путешествие промокашки в страну денег
Острый критический манифест в виде лёгкого классно сделанного детективного ситкома. Юмор мастерский, умный и без пафоса – как в лучшие времена «Южного парка». Только вот по сравнению с Паркером и Стоуном, которые оттягиваются с помощью нарисованных героев, у режиссера «Липучки» Роберта Минкоффа вышло всё наоборот.
Минкофф – в основном режиссёр анимационных фильмов, в частности «оскароносного» «Короля Льва», а из последнего – «Приключения мистера Пибоди и Шермана» – про умную собаку и её дрессированного мальчика. И тогда как в анимации Минкофф добрый, весёлый и хороший, но мейнстримный (в смысле обоснования для детей актуальных, то есть «нужных» ценностей и идеологических норм), то не по-детски шутит про абсурд современного бытия он как раз в нормальном кино с живыми актёрами. Ну, как бы нормальном…
Отдельного абзаца заслуживает открывающая заставка «Липучки». Один из самых стильных опенингов, которые я за последнее время видела. Комикс с сюжетом, нарисованный в духе сатирических картинок раннесоветского авангарда против капиталистической сволочи, он точно исполняет свою роль концептуальной маркировки того, что мы увидим, и каким глазом это стоит смотреть.
Итак, что видим. Во время перезагрузки охранной системы банка в нём одновременно появляются как бы крутой закидонистый чел в чёрных очках, а также две банды грабителей. Банды-шаржи репрезентируют оппозицию высокотехнологичной запонтованной «столицы» (Дэрилл, Вайнштейн и компьютерный специалист с говорящей фамилией Гейтс) и любителей – простодушных дурошлёпов из деревни. Деревенские представлены сладкой парочкой с «подходящими друг другу» кличками Желе и Арахис. Дальше всё разворачивается… разнообразно.
Все меняются местами, кооперируются и бранятся, прямо в процессе ограбления ведётся расследование (в духе «Десяти негритят», только ещё и при участии самих очевидно орудующих грабителей), заложники гуляют по банку, а в перерывах между стрельбой занимаются йогой. И, конечно, у большей части присутствующих есть с собой сильные седативные таблетки, которые они, очевидно (к счастью для фильма), не пьют, и потому неплохо идиотничают. А главный герой, тот самый «крутой» – главный псих, болеющий самой актуальной болезнью: у него в голове множество одновременно работающих и не выключающихся телевизоров. Болезнь, описывающая как наше перегруженное экранами время в целом, так и сам метод фильма. (Во время просмотра неоднократно хочется попросить знаменитых пародистов-постмодернистов Тарантино и Родригеса пойти перекурить).
Перевёртыш – главный приём генерирования абсурдного юмора, которым режиссёр мастерски владеет. Так что «Липучку» можно считать мастер-классом того, как сделать точно и смешно. Ну, конечно, вкупе с известным набором тем – масскульт и штампы в искусстве, деньги, евреи, гомосексуализм, психотерапия и многое другое, которые затронуты тут все. При всём при этом метод и тематизирование здесь доведены до той достаточной температуры, чтобы считаться критикой самих себя.
В общем, в конце всё красиво вернётся к началу, а красивые бабоньки правят миром… Нет, нет, это не спойлеры – это правда. Смотрите и разгадывайте этот детектив. И наслаждайтесь этим лёгким, как бумажка для записок, флиртом. А впрочем, кажется, это флирт с серьёзными намерениями. Меня фильм склеил.
Вердикт: Ловкое и увлекательное кино со смыслом. При желании и необходимой подготовке зрителя фильм раскрывает философские и культорологические чакры. Психофизические центры организма также пребудут в прекрасном расположении духа.
8 |
9 |
7 |