Шальная императрица

1877-й год. Герцогине Амалии Евгении Елизавете Баварской, принцессе и супруге императора Франца Иосифа I, известной также под ласковым прозвищем Сиси, исполняется 40 лет. Поскольку женщина мучается от того, что считает себя уже немолодой, а особо руководить страной ей не дают, буйный нрав Сиси то и дело заставляет её совершать всяческие безумства – лишь бы не сойти с ума от удушающей скуки и пассивного безделья.

Многие любители кино в основном знают императрицу Сиси по пышно-декоративным лентам Эрнста Маришки, главную роль в которых исполнила красавица Роми Шнайдер. Однако со временем публика утратила интерес к карамельным и шибко приукрашенным версиям жизни знаменитостей, отчего на свет стали появляться гораздо более приземлённые и аутентичные байопики.

Правда, излишний академизм в XXI веке также начал приедаться, и потому мировые кинематографисты сделали ставку на гротеск и постмодернизм, стремясь не столько соблюдать историческую достоверность, сколько изучать отдельные черты характеров известных лиц и их взаимоотношений друг с другом, властью и народом. На ум живо приходят «Мария-Антуанетта» Софии Копполы, «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, сериал «Великая» или «Спенсер» Пабло Ларраина, в ряду которых «Корсаж» Мари Кройцер очень хочет занять своё место.

О красочной сказке с Роми Шнайдер нужно забыть сразу – Кройцер уже на первых кадрах представляет зрителю двойную и очень прозрачную метафору на то, что императрица Сиси всю сознательную жизнь провела в духоте. Поиграв в водолаза в ванне и задержав дыхание, она тут же сковывает себя корсетом, который не просто ограничивает объём легких, но и превращает воздух вокруг неё в застывший стекловидный материал. Холодные дворцовые покои, унылые семейные обеды, этикеты и прочие аристократические ритуалы изо дня в день лишают кислорода пышущую энергией Елизавету и потому единственным спасением от гипоксии (либо её результатом) становятся чудачества.

Поскольку толком царствовать ей не дают, Сиси то и дело устраивает бунты и мятежи: то дочку посреди ночи разбудит и потащит кататься на лошадях, то пофлиртует с конюхом, то развлечет себя раздачей конфет сумасшедшим и пытается разводить их на комплименты («Помните, в прошлый раз вы мне говорили, что я красивая?»), то просто ляжет покурить на больничную койку рядом с одноногим солдатом.

Наверное, проблема «Корсажа» кроется в том, что тщательно создаваемая постановщицей скука вокруг Сиси начинает действовать и по ту сторону экрана. Зритель начинает зевать, наблюдая за чужим сплином, поскольку работу зеркальных нейронов, отвечающих за неосознанное повторение действий других людей, никто не отменял.

Вдобавок Кройцер слишком предсказуема в метафорах и работает тенденциозно, интересуясь не достижениями героини, а её пользой для создания феминистского манифеста: дескать, вот вам образ типичной женщины 40 лет, которой не дают раскрыться на полную, а потому ей остаётся только сходить с ума, садиться на тяжёлые наркотики и благополучно катиться в пропасть.

Не слишком оправдывают себя и постмодернистские заигрывания, когда кино то и дело разбавляется саундтреками вроде шлягера The Rolling Stones «As Tears Go By», а к финалу так и вовсе отказывается следовать историческим событиям. При этом режиссёрка будто боится «перекреативить» и оттого её труд застревает где-то между стандартной биографической драмой и костюмной фантазией, даже не пытаясь выделить сильные места авторским хайлайтером.

Было бы ошибкой сказать, что такой подход к рассмотрению жизненной драмы Елизаветы Баварской не имеет право на существование – как и все люди, ничто житейское ей было не чуждо, тем более поставленную перед собой лично задачу, пускай и спорную, Кройцер выполняет.

К тому же она не забывает о тщательной работе с композицией кадра, декорациями, нарядами и костюмами, выстраивая довольно эстетское зрелище, в эпицентре которого по-настоящему сияет Вики Крипс (ну и ещё хвастается умением говорить на разных языках). Громко заявившая о себе в «Призрачной нити» скромная люксембурженка тогда ничуть не отставала от своего маститого партнера Дэниела Дэй-Льюиса, и «Корсаж» лишь доказал, насколько актриса готова единолично вынести на своих плечах серьёзный драматический проект.

И если к реализации фильма с точки зрения драматургии и режиссуры вопросы остаются, то Вики достойна исключительно похвалы – настолько уместно здесь смотрится её сдержанно-задумчивая манера игры, позволившая убедительно воплотить не столько реалистичный портрет императрицы, сколько образ женщины, чей менталитет сильно опередил своё время.

По сути, решение, с какой именно стороны рассматривать «Корсаж», остаётся исключительно за зрителем и сферой его интересов. Если вас не смущает вязкий, статичный нарратив, фиксирующийся исключительно на будничной стороне жизни и трагедии королевской персоны как очередной жертвы «золотой клетки», то время вы точно проведёте не зря. В остальных случаях кино рискует пасть жертвой обвинений в бессмысленном наблюдении за «богачкой, которая просто бесилась с жиру».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here