Заика, толстяк, очкарик, «ботаник», астматик и рыжая… Нет, простите, это Клуб неудачников из другой истории. В «Маленькой мисс Счастье» очки носит единственный персонаж с симпатичным пузиком, а героев не преследует хтоническое зло в виде жуткого клоуна. Только реальность, которая много и изобретательно кусается в этой меланхоличной комедии, отмечающей в нынешнем году десятилетний юбилей.
Семейство Гуверов состоит из персонажей столь же ярких, сколь и до боли обычных. Семилетняя малышка Олив (Эбигейл Бреслин), с которой связан и пухлый животик, и большие очки, обожает конкурсы красоты и репетирует перед телевизором реакцию победительницы, восхищённо глядя на Мисс Калифорнию.
Напряжённо бодрый отец-неудачник (Грег Киннер) пытается раскрутить свой мотивирующий тренинг «Как не быть неудачником» и, что ещё хуже, воспитывает в том же пропагандистском духе детей.
Тайком курящая мама на грани нервного срыва (Тони Коллетт) понимает всех, хотя и кормит семью курицей из фаст-фуда под «Спрайт» из пластиковых стаканов.
Хорошо поживший матерящийся дедушка (Алан Аркин) считает, что заслужил в преклонном возрасте своё право на тяжёлые наркотики и беспорядочный секс.
Мрачный, как утро понедельника, сын-подросток (Пол Дано) воплощает в жизнь философию Ницше о сверхчеловеке, качает мускулатуру и соблюдает обет молчания до поступления в лётную школу.
Интеллигентный дядя весь в белом (Стив Карелл), специалист по творчеству Пруста, тоже воплощает в жизнь известные постулаты, но из анекдота:
«– На конкурсе неудачников ты бы занял второе место.
– Почему второе?
– Да потому что ты – НЕУДАЧНИК!»
Его рассказ о жизни достоин отдельной экранизации. Влюбился, но без взаимности. И не просто без взаимности, а в собственного студента, который предпочёл конкурирующего специалиста по Прусту, получившего полумиллионный грант, вышедшего со своей новой книжкой в авторы бестселлеров и катящего в дорогом автомобиле в романтический отпуск. А безутешный влюблённый потерял между тем работу в университете, переселился из собственной квартиры в мотель и попытался там покончить с собой. Да так неудачно, что не покончил! А почему? Да потому что он…
Потому что он Гувер, а все Гуверы – победители по жизни, как на подбор.
Так и можно подумать, если с вами никогда не случалось ничего плохого, и чёрная полоса не превращалась в фон.
Но супружеская пара клипмейкеров Валери Фэрис и Джонатан Дэйтон, снимая свой фильм, вряд ли думала об одних отдельно взятых Гуверах в одном отдельно взятом солнечном Альбукерке, где проживают герои картины и встречаются по дороге лица, знакомые нынешнему зрителю по другой истории великого неудачника всё в том же Альбукерке. Если присмотреться, то в «Маленькой мисс…» вы увидите заросшего бородой Брайана Крэнстона и лысого Дина Норриса – актёров, сыгравших, соответственно, Уолтера Уайта и его свояка Хэнка Шрэйдера в сериале «Во все тяжкие». Кстати, в «Маленькой мисс…» Норрис тоже исполняет роль полицейского, но настолько непрофессионального, что не в состоянии заметить в багажнике труп из-за любви к порножурналам.
Но звёзды культового сериала появляются в фильме очень коротко. Остальное время мы любуемся великолепным перформансом актёров, стараниями которых в мировом кинематографе появились нелепые Гуверы. Среди них нет главных и второстепенных, в конце концов, Гуверы – это семья.
Юная Эбигейл Бреслин, на счету которой к моменту съёмок числилось уже двенадцать ролей, с достоинством, детской непосредственностью и неотразимым обаянием сыграла центр притяжения картины. Олив – чистая душа и маленький человек большой смелости. Она готова не просто побороться за первый приз, но и остаётся живой и непосредственной «белой вороной» среди пугающих механических кукол, которыми выглядят другие девочки на конкурсе красоты.
Работа ветерана Алана Аркина, сыгравшего весёлого дедушку-наркомана, поддерживающего устремления внучки и научившего её одному из самых запоминающихся экранных танцев, была отмечена премией «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
Тони Коллетт традиционно хороша в образах женщин с уставшими лицами, которых не балует жизнь, а персонаж Грега Киннера проделывает эволюцию от человека, который всех раздражает, до безрассудного и отважного Дон Кихота, бросающегося на мельницы судьбы, за что его невозможно не полюбить.
Стив Карелл, известный до «Маленькой мисс…» по сомнительным комедийным проектам и острому и злому, как репчатый лук, сериалу «Офис», оборачивается в фильме своей тихой лирической стороной, демонстрируя, пусть и в единственной роли, ипостась не рыжего, а трогательного белого клоуна.
Наконец, Пол Дано, которого в 2012 году Фэрис и Дэйтон пригласили на главную роль в своём втором полнометражном фильме «Руби Спаркс», подтверждает, что является одним из самых интересных молодых актёров. Конечно, он всегда будет появляться в блокбастерах на втором плане, но независимый кинематограф и «сложные» режиссёры должны как можно внимательнее приглядываться к его скуластому лицу – оно не соберёт миллионы долларов и юных зрительниц, но задержит на себе внимание не хуже жёлтого мини-автобуса, в котором семья Гуверов мчится по дороге счастья и несчастья навстречу самим себе.
На кинофестивале «Сандэнс» фильм получил стоячую овацию. Голливуд, помимо награды Аркину, расщедрился на «Оскара» за лучший сценарий. Других призов и номинаций тоже было немало, включая четыре премии «Независимый дух».
«Маленькая мисс Счастье» в самом деле – особа независимая. Скромный бюджет, камерная история, саундтрек с фламенко и Михаилом Шуфутинским, подъёмный кран в кадре и зажигательный танец маленьких Гуверов под песенку о трансвеститах Super Freak.
Но это не та кажущаяся независимость мейнстрима, которая собирает «Золотые пальмовые ветви» в Каннах и глубокомысленные отзывы интеллектуальных кинокритиков. Это простая, добрая и немного эксцентричная картина, смесь семейного фильма и роуд-муви с толикой аккуратной сатиры, а заодно – немеркнущий вот уже десять лет лучик света, подаривший всем «белым воронам» лучший на свете совет, которому необязательно следовать: «Внимание все! Просто притворитесь нормальными».