Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть
Неподалёку от королевских земель раскинулась дивная топь, населённая сказочными существами всех страстей и мастей. Каждый день воды трясины рассекала юная девочка с крыльями ангела, прелестную головку которой обрамляли внушительные рога. Сложно поверить, что этому добросердечному крылатому созданию суждено стать грозной повелительницей долины болот и всемогущей колдуньей. Той самой, что наложила заклятье на новорождённую принцессу Аврору, дочь короля Стефана. А началась вся эта история с того, что некогда миролюбивая Малефисента, будучи ещё молодой женщиной, познала всю горечь людского невежества и предательства…
В «Малефисенте», как и в стерильной «Алисе в стране чудес», превалируют мрачная стилистика и макабрическое настроение, однако, в отличие от творения Бертона, новая интерпретация «Спящей Красавицы» получилась куда живее и симпатичнее. Хотя, если сравнить эту дебютную режиссёрскую работу Роберта Стромберга с нарочито китчевым «Озом» Сэма Рэйми, вышедшим в прошлом году, то окажется, что сказочный мир прекрасной рогоносицы не так масштабен и всеобъемлющ, как мир «Оза». Впрочем, с юмористической составляющей и самоиронией у «Малефисенты» всё в полном порядке: здесь нередко всплывают весьма остроумные ситуации – чего только стоит эпизод, в котором героиня Жоли с брезгливым выражением лица признаётся, что на дух не переносит детей (весьма забавно это слышать из уст самой знаменитой голливудской мамочки!).
Выбеленная подобно Мартише Аддамс роскошная Анджелина Жоли обзавелась эффектными рожками и скулами Леди Гаги, чтобы сыграть самую могущественную и опасную злодейку за всю историю существования детища дядюшки Уолта. В чёрной ведьминской робе Жоли определённо чувствует себя как рыба в воде. Эль Фэннинг, сыгравшая принцессу Аврору, мила и непосредственна, но как ни крути, а типаж венценосной особы ей не к лицу. Шарлто Копли, известный по «Району №9», как всегда фактурен и харизматичен. От него не отстаёт и британец Сэм Райли, сыгравший ворона-оборотня и бессменного прислужника колдуньи.
С актёрским составом картине повезло, однако её драматургический каркас фактически держится «на соплях». С другими сказочными блокбастерами в плане сюжетного построения было немного проще потому, что «Оз» был приквелом, а бертоновская «Алиса», по сути, сиквелом. «Малефисента» представляет собой ту же «Спящую красавицу», только перевёрнутую с ног на рога. Линда Вулвертон, отвечавшая за сценарий проекта, пытается усидеть сразу на двух стульях: она хочет показать знаменитую сказку с совсем другого угла, при этом не желая минимизировать влияние канонического сюжета 1959 года.
Диснеевская сценаристка со стажем не слишком изящно переплетает две совершенно разные истории, вследствие чего неминуемо возникают досадные ляпы (например, как вообще король Стефан доверил своё драгоценное дитятко трём феям, дары которых он едва принял на крестинах дочери?). С феечками вообще забавная ситуация вышла: как оказалось, если бы не вмешательство всеми гонимой Малефисенты, юная Аврора даже не дожила бы до своего злосчастного шестнадцатилетия, потому что её наставницы практически не следили за ней и даже скормили ей паука (по признанию самой Авроры).
Впрочем, есть в этом нескладном переиначивании сказки и ложечка мёда: вместо слащавого сюжета о пассивной принцессе нам выдают слегка феминистическую историю о настоящей женской дружбе, способной сделать куда больше, чем лощёный принц на белом коне. Такой поворот событий очень соответствует духу нашего времени. К тому же тема борьбы женского и мужского начал сейчас гораздо актуальнее стандартной схватки добра со злом.