Нью-Йорк середины 1950-х. Мелкий аферист Том Рипли прозябает в скромной квартирке и зарабатывает на жизнь разными финансовыми махинациями. Поскольку дела идут не слишком успешно, он соглашается на заманчивое предложение от судоходного магната Герберта Гринлифа. Миллионер принимает Тома за близкого друга его сына Ричарда и просит отправиться в Италию, где тот осел, чтобы убедить блудного отпрыска вернуться домой.

Учитывая, что Гринлиф обещает компенсировать все расходы, Том спешно отправляется в Европу и там знакомится с Дикки и его девушкой Мардж. Однако вкусив прелести красивой жизни, Том понимает, что вряд ли сможет отказаться от таких благ и решается на дерзкое преступление.

Из всех книг американской писательницы Патриции Хайсмит наибольшей популярностью пользуется так называемая «риплиада» – цикл романов, посвящённых похождениям Тома Рипли, ловкого авантюриста с прирождённым обаянием и даром мимикрии. Любопытно, что кинематографистов в основном интересует самый первый роман, «Талантливый мистер Рипли», в котором Том совершает первое по-настоящему тяжкое преступление и пытается примерить на себя чужую личность.

Среди киноверсий самыми яркими и удачными на данный момент можно выделить две: «На ярком солнце» Рене Клемана (1960) с участием Алена Делона, Мориса Роне и Мари Лафоре, а также «Талантливого мистера Рипли» (1999) Энтони Мингеллы, главные роли в котором сыграли Мэтт Дэймон, Джуд Лоу и Гвинет Пэлтроу. Что характерно, каждый из постановщиков взглянул на историю Тома Рипли по-своему.

Рипли

Рене Клеман преподнёс главного героя как воплощение абсолютного Зла, коварного, безжалостного и хладнокровного. Но при этом он всячески старался объяснить его притягательную суть и поэтому пригласил на роль Рипли роскошного Алена Делона. Актёр сыграл не просто жулика, который стремится завладеть чужим имуществом и не испытывает угрызений совести, лишая людей жизни. В его лице Рипли превращается в настоящего змея-искусителя, что зачаровывает жертву одним лишь взглядом, играя с ней, перед тем как съесть.

Сценарий картины старался придерживаться сюжета литосновы до самого конца, который внезапно решили изменить на своеобразный хэппи-энд, где преступник получает по заслугам. Подобный ход раскритиковали зрители, включая саму Хайсмит. Он не только казался морализаторским, но и обеднял основную идею о том, что в реальной жизни злу удача сопутствует гораздо чаще, чем хочется поборникам справедливости.

Известный своей академичностью Энтони Мингелла («Английский пациент») не стал изобретать велосипед и предпочёл более традиционный подход к экранизации, опираясь на приёмы классических триллеров середины прошлого века, а также на наличие отличных актёров. Совсем без нововведений не обошлось: специально для фильма был придуман персонаж Кейт Бланшетт, отсутствовавший в романе. Это, судя по всему, должно было послужить эдакой ловушкой для Тома в финале – разумеется, если рассматривать фильм Мингеллы как самостоятельный проект, не предусматривающий дальнейшего развития истории.

Рипли

За исключением сомнительного выбора Мэтта Дэймона в качестве Тома (облик улыбчивого, простодушного и спортивного рубахи-парня не слишком вязался с портретом потенциально опасного социопата-интеллектуала), картина всем была хороша. Мингелла погрузил действие в максимально аутентичную среду, выстроил увлекательное повествование, а самого Тома представил в качестве безликой, но опасной посредственности, которая, пользуясь даром к перевоплощениям, сумела легко выскальзывать из любой тупиковой ситуации.

Лауреата «Оскара», режиссёра и сценариста Стивена Зеллиана, автора мини-сериала «Рипли», главный персонаж привлёк тем, что его образ – совершенно безвременный и актуальный даже спустя 70 лет после появления на свет. И Зеллиана не останавливало наличие респектабельных экранизаций-предшественников, поскольку он был уверен: ему тоже найдётся что сказать о Томе Рипли.

Вот как он описал своё видение экранизации в интервью изданию Variety: «Не нужно оглядываться на предыдущие мнения о Томе Рипли, их необходимо отбросить и сказать: “Мне нужно набраться смелости, чтобы создать собственную версию и своё понимание персонажа”. Издание книги о Рипли, которое лежало у меня на столе, было в чёрно-белой обложке, и когда я писал сценарий, то держал в уме этот образ. Чёрно-белое изображение вполне соответствует истории, и это великолепно».

Рипли

С самых первых кадров действие «Рипли» не спешит набирать обороты, но это вполне осознанный режиссёрский ход. Стараясь максимально приблизиться к тексту романа, Зеллиан превращает проект не в авантюрный триллер, а погружает аудиторию в странный, опасный и притом уникальный мир Томаса Рипли методами слоубёрнера, желая заставить зрителя ощутить его каждой клеточкой.

Внешне эта вселенная кажется прекрасной: стоящий за камерой оператор Роберт Элсвит творит невообразимые чудеса, воссоздавая в кадре роскошь итальянского гламура середины прошлого века. Практически каждый кадр становится маленьким произведением искусства, достойным превращения в экспонат модной выставки.

Визуальный шик становится своего рода важным элементом режиссёрского языка – при кажущейся статике действия сериал обретает внутреннюю динамику посредством череды сменяющихся кадров, исключительных в своей красоте и безупречности композиции. Зритель, ожидающий, чем его глаз порадует очередная сцена, втягивается в происходящие события и, сам того не подозревая, превращается в невольного спутника Тома, свидетеля его деяний и в чём-то почти соучастника.

Но ключевой трюк в том, что вся роскошь, представленная в кадре, выглядит мёртвой, безжизненной и пустой – ещё одно взвешенное режиссёрское решение. Важно понимать, что операторская оптика представляет собой взгляд на окружающий мир самого Рипли, а этот человек – в первую очередь опасный социопат.

Эндрю Скотт оказался, наверное, идеальным исполнителем этой роли из всех предшественников. Его Том выглядит тем самым волком в овечьей шкуре, чьи мягкие повадки, умение втираться в доверие и прочие особенности ни у кого не вызывают подозрения. Но стоит пристально посмотреть ему в глаза и сразу становится понятно: перед нами жестокий и хладнокровный хищник, давно поставивший перед собой цель и теперь лишь выжидающий время, чтобы напасть.

У этого Тома нет заворожённости самим Дикки (Джонни Флинн) как личностью. Поэтому Зеллиан отказывается демонстрировать Гринлифа-младшего типичным лощёным красавчиком-мажором, каким был Дикки Джуда Лоу, вызывавший очарование и отвращение одновременно. В лице своей жертвы Том видит лишь препятствие, которое надо устранить. И даже добившись той роскоши, к которой стремился, Рипли в глубине души будто не может понять, что ему со всем этим делать и принесло ли ему долгожданное богатство счастья.

Рипли

В этом нет ничего странного, ведь Зеллиан и Скотт преподносят Тома Рипли именно тем, кто он есть по сути – жестокий социопат. А этот человек лишён любых светлых чувств, включая привязанность, любовь и сочувствие.

Италия его глазами превращается в изолированный «городок в табакерке» – набор красивых, изысканных, но при этом почти сюрреалистических локаций, словно отрезанных от остального мира и фактически лишённых людей. Именно так смотрит на мир Том Рипли, которого больше никто не именует эпитетом «талантливый». Это методичный, расчётливый преступник с ледяным сердцем и холодным разумом, чьё настроение и взгляд на мир потрясающе точно передаются через изысканные мизансцены.

И нет ничего удивительного в том, что в середине просмотра начинаешь поддаваться и испытывать к этому персонажу какую-то почти извращённую симпатию, ведь Зеллиан недаром сказал, что Том Рипли – «часть нашего сознания».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here