Затишье перед бурей

Воссоединившись с Сансой и Браном, Джон Сноу (Кит Харингтон) объявлен королём Севера. Восседая на Железном троне, Серсея Ланнистер (Лена Хеди) вынашивает план мести. Дейнерис Бурерожденная (Эмилия Кларк) вместе со своим огромным войском прибывает в Вестерос. Сэмвелл Тарли (Джон Брэдли) продолжает обучение на мейстера в Цитадели. Но все эти события окажутся бессмысленными, если Белые ходоки и их армия мёртвых, двигающиеся по направлению к Стене, окажутся в землях Семи королевств.

Начинавшееся как реалистичное твёрдое фэнтези, ближе к финалу рейтинговое телешоу от HBO превратилось в настоящего огнедышащего дракона – сказку, где смерть персонажа не знаменует конец его жизненного пути, где армия мёртвых внезапно превращается из страшных баек в реальную угрозу, а волшебство во всём своём многообразии выходит на передний план. Лишившись мощного сюжетного первоисточника – книг Джорджа Мартина (шестая, предпоследняя книга цикла, «Ветра зимы», должна выйти в 2018 году), сериал во многом пошёл своим путём. Персонажи, всё ещё продолжающие жить на книжных страницах, мертвы в сериале, а некоторые сюжетные линии подверглись значительной переработке на экране. Всё это, безусловно, отложило свой отпечаток, и седьмой сезон оказался не совсем таким, каким были предыдущие фазы популярного шоу.

«Игра престолов» перестала удивлять. С одной стороны, придумать в мире Вестероса что-то новое сложно. С другой, в погоне за неожиданными развязками, клиффхэнгерами и резкими сюжетными поворотами создатели утеряли стройность и глубину повествования. Перманентно нарушая пространственно-временной континуум, заискивая перед публикой, расставляя рояли в кустах, сценаристы проекта опустили планку качества. Сжатый до семи эпизодов сезон должен был распутать многочисленные сюжетные линии, свести ключевых персонажей и подготовить почву для грандиозного финала, который мы увидим не раньше конца 2018 года. С последней из перечисленных задач телепостановка справляется на «отлично». Трагическая гибель в бою Визериона, разрушение Королём ночи Стены, сокрушительная победа Эурона Грейджоя (Йохан Филип Асбек) над флотом Яры, а также явно что-то замышляющие Тирион (Питер Динкледж) и Серсея – вот неполный перечень событий, с последствиями которых предстоит разбираться героям в дальнейшем.

Увеличившийся бюджет и заметно сократившийся материал для сценария (в ходе работы над седьмым сезоном были использованы черновики Мартина) повлияли на расставленные акценты. Некоторым ключевым персонажам уделено меньше внимания (Тирион и Джейме Ланнистеры), тогда как другим, наоборот, отдано на откуп слишком много экранного времени (Джон Сноу, Дейнерис Таргариен). Зато визуал постановки действительно выдаёт все денежные вливания. Зрелищные экшен-сцены, хоть и грешат мелкими смысловыми и логическими несостыковками, поставлены и сняты так, будто перед нами не многосерийный фэнтези-фильм, а лощёный голливудский блокбастер. Лучший пример этого вывода – великолепная в визуальном плане, но не идеальная содержательно сцена на замёрзшем горном озере за Стеной. Оказавшиеся в ловушке, Сноу и его друзья не замерзают на лютом морозе, не тонут в ледяной воде, а Король ночи и его свита выглядят настоящими профанами своего дела. Вместо логичного в данной ситуации стремления уничтожить своих врагов они демонстрируют явные признаки пацифизма. Видимо, колдуны вдохновлялись серией встреч войск великого московского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата.

Авторы идут по пути силлогизма, старательно копируя структурные композиции предыдущих сезонов. Беда в том, что Красная свадьба осталась далеко позади, а впереди множество незавершённых судеб, которые, вне всяких сомнений, должны быть завершены. Но, идя на поводу у многомиллионной публики, стараясь приблизиться к ставшим уже классическими моментам сериала, Дэвид Бениофф, Д. Б. Уайсс и другие оказываются заложниками собственных честолюбивых планов. Так, например, смерть хитроумного Петира Бейлиша (Эйдан Гиллен) обставлена пусть и в соответствии с негласными догмами сериала, но кажется недостойной героя такого размаха. Поспешность авторов перетекает в недосказанность, которая всё же не может перечеркнуть увлекательность происходящего. Даже при учёте того, что выходящая на финишную прямую история стала намного предсказуемее.

Ведь «Игра престолов» – это в первую очередь дорогой и высококлассный продукт своего времени. Эффектные батальные сражения, впечатляющие натурные съёмки (седьмой сезон снимали в Великобритании, Хорватии, Марокко, Исландии и на Мальте), неплохо прописанные диалоги и крепкие актёрские работы (особо отметили Питера Динкледжа, который получил несколько значимых кинопремий). Проект, обзаведшийся к настоящему времени миллионной фанбазой, не только приумножил интерес к первоисточнику (тиражи книг Мартина выросли как на дрожжах), но и аккумулировал интерес телевизионщиков к дорогим и рискованным в производственном плане проектам. «Игра престолов» доказала, что большие финансовые вливания способны не только окупиться, но и принести ощутимую прибыль.

Особенно успешность проекта удивляет в свете сложности и многомерности сюжетной линии сериала. По сути своей являясь своеобразным метафорическим переносом современного мироустройства, объёмная телесага наполнена привычными для жанра условностями, будь то присутствие различных выдуманных рас (дети леса, вихты, белые ходоки или гиганты), сказочный сеттинг (объёмный мир, за основу которого взята средневековая Европа), а также неизменные особенности: отсылки к мифологиям разных стран, религиозные культы, магия, выдуманные, несуществующие в природе языки, противостояние света и тьмы, трудноразрешимые квесты и обязательная героика. Именно грамотный микс из узнаваемого и припоминаемого сделал творение Джорджа Мартина литературным шедевром, который затем был умело перенесён на телеэкраны.

Достоверно известно, что для восьмого сезона снимут несколько финалов. Это будет сделано для того, чтобы сохранить интригу сериала до последнего. К такому методу уже обращались крупные телевизионные проекты прошлых лет, так что «Игра престолов» не будет исключением. В век современных технологий, когда зрители часто узнают подробности новых эпизодов ещё до того, как они официально выходят в эфир, такой способ перестраховки выглядит нелишним. Как бы то ни было, совсем скоро героям предстоит узнать все тайны, пройти решающие испытания и сразиться не только с ужасными существами из-за Стены, но и прежде всего с собственными внутренними страхами. А это значит, что в Семь королевств наконец пришла зима.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here