Идеальной постановкой любого фэнтези является безоговорочная вера зрителей в происходящее на экране. Мало какая экранизация на сегодня может похвастаться большей достоверностью, чем сериал «Игра престолов» – скрупулезное атмосферное теле-воплощение саги «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина. В преддверии премьеры третьего сезона этого телешоу «Люмьер» пробует разобраться, каковы составляющие успеха и зрительского обожания «Игры престолов».
В сюжете сериала переплетены истории нескольких ключевых персонажей, действующих в вымышленном государстве Семь Королевств, а также вне его. Когда-то королевствами правил могущественный род Таргариенов, летавших на драконах, но драконы давно вымерли, а после восстания королём стал брутальный вояка Роберт Баратеон.
Действие сериала начинается со смерти десницы короля (практически то же, что премьер-министр) – и король назначает на эту должность своего старинного друга Эддарда Старка, лорда северных земель. Старк подозревает, что его предшественник был убит, и пытается уличить убийцу. Он вступает в противостояние с Ланнистерами – самой богатой и могущественной семьёй в королевстве, стремящейся прибрать к своим рукам реальную власть. Недавно завоеванный хрупкий мир готов вот-вот вновь исчезнуть в пучине гражданской войны.
Тем временем за морем, в пустынных степях последние потомки рода Таргариенов заключают союз c кочевым кланом дотракийцев, надеясь с его помощью вернуть себе железный трон Семи Королевств. А далеко на севере, за огромной стеной, разделяющей обжитые и дикие земли, пробуждается к жизни древнее и могущественнее зло…
Как и популярнейшие компьютерные игры-стратегии, «Игра престолов» захватывает прежде всего интереснейшим и точно рассчитанным балансом противоборствующих сил. Каждая «партия», стремящаяся к власти, имеет свои яркие отличия и сильные стороны, а также свои недостатки. Роли из шекспировского «театра жизни» – младенец, мальчик, юноша, любовник, солдат, судья, старик – здесь воплотились в колоритнейших лидерах каждой из сторон.
Александр Молчанов писал, что футбол интереснее, чем кино, потому что на поле всегда присутствует всем понятный и ярко выраженный конфликт. Можно сказать, что увлекательность «Игры престолов» довольно близка к футболу – просто чуть больше времени требуется, чтобы разобраться, кто из какой команды, и у кого «мяч».
Начав писать «Игру престолов» в 1991 году, Джордж Р. Р. Мартин не рассчитывал на экранизацию. Он писал сценарии для голливудских постановок, и его угнетала необходимость урезать сцены и приуменьшать масштаб сражений ввиду нехватки бюджета. Поэтому цикл «Песнь льда и пламени» писатель решил сочинять без ограничений, сказав себе: «Будет столько персонажей, столько замков и битв, сколько я захочу». В кинопостановку Мартин не верил – слишком много событий даже по сравнению с «Властелином колец», – а телевизионный формат казался ему слишком тесным для эпического размаха саги.
Заинтересовать Мартина телепостановкой смогли продюсеры Дэвид Беньофф и Дэн Уайсс – поклонники книжной серии, ярко представившие её экранизацию в виде сериала. В январе 2007 года кабельный канал HBO, славящийся такими проектами как «Рим», «Клан Сопрано» и «Тюрьма Оз», купил права на съёмки сериала по книгам Мартина.
Пилотная серия была готова к концу 2009 года, но затем были приняты решения о замене ряда привлечённых актёров. Наконец, 17 апреля 2011 года премьера первой серии «Игры престолов» всё-таки состоялась.
На сегодняшний день вышли два сезона по 10 серий – экранизации первой и второй книг саги Мартина: «Игра престолов» и «Битва королей». Девятый эпизод в каждом сезоне становится традиционно наиболее напряжённым – он включает самые драматичные события перед локальной развязкой.
Сериал Беньоффа и Уайсса стал одним из самых дорогостоящих на телевидении: журнал Variety оценил бюджет первого сезона в 60 миллионов долларов. Подобный размах позволил создать отличные декорации, наполнить каждый кадр множеством деталей антуража, создать внушительные спецэффекты и привлечь выдающихся актёров.
Кастинг – сильнейшая сторона «Игры престолов». Для каждого героя саги Мартина в сериале подобран наиболее подходящий, яркий и колоритный актёр. Особенными удачами стали Шон Бин в роли лорда северных земель и главы дома Старков, Эмилия Кларк в роли юной принцессы из рода Таргариенов, потерявших трон, и Питер Динклэйдж в роли мудрого карлика – брата королевы Тириона Ланнистера. В 2011 году Динклейдж получил премии «Эмми» и «Золотой глобус» за свою роль – в числе нескольких наград и десятка с лишним номинаций первого сезона сериала.
Красоты и эффектности телешоу придаёт эпичная музыка композитора Рамина Джавади (он также написал саундтрек к «Железному человеку»). Заставка сериала, в которой под главную музыкальную тему на анимированной карте поднимаются шпили и замки, тоже была отмечена премией «Эмми».
«Игра престолов» сильно отличается от телепостановок в жанре фэнтези, ближе всего оказавшись к выдающемуся и довольно натуралистичному драматическому сериалу «Рим» от того же HBO. Во главе угла здесь – не эпические битвы или магия, а напряжённая борьба за власть целого ряда харизматичных героев.
Магических событий – минимум, битв и схваток тоже немного, однако те, что есть, сделаны на высшем уровне и полностью захватывают всё внимание своей значимостью для сюжета. Битву на реке Черноводной, которой посвящена почти вся девятая серия второго сезона, журнал Entertainment Weekly назвал лучшим эпизодом на телевидении в 2012 году.
В сериале, как и в книгах Мартина, нет безупречных героев и несомненных злодеев. Зрители выбирают персонажей «по себе» – согласно собственным ценностям и представлениям. Есть более и менее честные, подлые, добрые и жестокие, но все они – сложные, красивые люди, логика жизни каждого из которых абсолютно соответствует его характеру и внутренней сути.
Вдвойне интереснее следить за судьбами персонажей оттого, что писатель (и, как следствие, сериал) своих героев не жалеет. Напряжение нарастает так, что если вы не читали книг, будете иногда просто опасаться смотреть следующую серию: вдруг там что-то произойдёт с любимыми персонажами? Благодаря незащищённости любого героя от смерти, «Игра престолов» напитана очень сильным ощущением конечности и скоротечности жизни, и того, что вот лично ты умрёшь, а жизнь потечёт дальше, и мир твоей смерти даже не заметит.
Философия является важной составляющей сериала: философия жизни и философия власти. В мире беспрерывно идёт самая интересная игра – игра престолов. Каждый, кто решился играть всерьёз, борется за железный трон, но не как символ власти ради власти. Жажды власти как таковой не существует: железный трон для каждого из стремящихся к нему есть лишь способ нести справедливость миру – в соответствии с тем, как он её понимает. Для одного это право силы, для другого – власть денег, для остальных – доброта, аскеза или ответственность за каждый свой поступок.
Наконец, «Игра престолов» – это огромный продуманный мир с длинной хронологией, где историю и облик имеет каждое богом забытое местечко. И в каждом из мест на карте мы рано или поздно окажемся, следя взором наблюдателя за перипетиями жизни и судьбы кого-то из героев.
События сериала – в самом разгаре, впереди предстоит ещё много бурь, танцев и пиров. Предсказать движение сюжетных линий в этой истории почти невозможно: будут бури не ветров, а мечей, танцы – с драконами, пиры – стервятников. На мир в саге Мартина опускается затяжная и суровая зима. Ещё многое предстоит вынести, пока возможными покажутся робкие мечты о весне…
Третий сезон на малых экранах с 31 марта
Отличная статья Спасибо огромное