И тебя вылечат!
Кино про девушку Эмили (Руни Мара), страдающую клинической депрессией, не той, которой мучаются романтические барышни, потребляющие валерьянку пачками, а той, которую лечат врачи (Джуд Ло и Кэтрин Зета-Джонс) всякими страшными и тяжёлыми препаратами, в том числе экспериментальными, с неожиданными побочными эффектами. Надо сказать, что это далеко не вся история, остальное – это крутые виражи сюжетных поворотов, которые рассказывать нельзя, иначе будет неинтересно.
Возможно, «Побочный эффект» – последний фильм Стивена Содерберга. «Последний», потому что он сам так сказал, а «возможно», потому что не хочется в это верить. Под занавес своей кинокарьеры режиссёр зрителей не разочаровал, а запутал, удивил и порадовал.
Содерберг снял фильм-матрёшку, где каждая следующая куколка сложнее и больше той, что была сверху. Как пена в баллончике разбухает на воздухе, занимая всё больше пространства, так разрастается и история, в которой полюса беспрестанно меняются местами. Собственно не столько сюжет, сколько сама конструкция является детективом.
Сначала ты обижаешься на Содерберга за то, что он показывает очевидные вещи, акцентирует внимание на деталях, которые тебе, как продвинутому зрителю, кажутся простыми до пошлости, но на самом деле он просто отвлекает твоё внимание, потому что в результате всё это вовсе неважно, а суть в чём-то другом. Может у самых проницательных кинолюбов и закрадываются подозрения о развязке, но свои предположения надо проверить, да и не очевидные они.
Помимо закрученного сюжета, хороша и игра актёров, глядя на которую понимаешь, что требовал Станиславский со своим «верю/не верю». Без мастерски сыгранной депрессии Руни Мары ничего бы у Содерберга не вышло. Даже человек с каменным лицом Ченнинг Тэйтум ничего не портит, ибо он таким никаким и должен быть.
Ну и, конечно же, есть над чем подумать – в процессе просмотра и после, перед сном, – скажем, о медицине с психологией или о судебной системе, можно и о любви с ненавистью, а в конце – о смысле жизни с её ценностями…
В целом же кино про то, как легко всё в нашем мире продаётся и покупается. Если в «Заражении» Содерберга главным героем был вирус, то в «Побочном эффекте» это тоже болезнь, но болезнь душевная – то ли посткризисная мировая депрессия, то ли просто бездушие, а может и то, и другое.