Куда приводят мечты
Дочь фермера Эмма Руо выходит замуж за врача Шарля Бовари и уезжает с ним в провинциальный городок Ионвиль. Кажущаяся идиллия в семье молодых супругов довольно скоро сменяется ненастными днями, когда Эмма понимает, что её любовь к мужу – чувство ненастоящее, выдуманное ею самой. В нескончаемой череде серых, однообразных будней госпожа Бовари упорно жаждет отыскать радость фонтанирующей, бьющей ключом жизни. Со временем самолюбование и прелюбодейство оказываются тем необходимым злом, которое способно подарить девушке долгожданное счастье. Но за все удовольствия приходится платить. И порой плата эта оказывается столь высока, что ставит под вопрос надобность блаженств и приводит к фатальным последствиям.
В романе Гюстава Флобера Эмма Бовари, несмотря на свои бесчестные поступки, вызывала неподдельное благоволение у читателя. Эмпатия к образу главной героини вкупе со скрупулёзным вниманием к мелочам и стилистическая выверенность текста – пожалуй, главные отличительные особенности великого романа французского писателя. В своём амбициозном проекте Софи Бартез, для которой «Госпожа Бовари» стала второй работой в большом кино после «Замёрзших душ», полагается на сильные актёрские работы, при помощи подручных средств – замечательной музыки авторства франко-российских композиторов братьев Гальперин и неплохого сценария – создавая вокруг ведущей актрисы приторно-минорную атмосферу безысходности.
Не утратив впечатляющих достоинств первоисточника, ограниченная временными рамками двухчасовой картины, режиссёр сумела избежать колеи пошлого, вульгарного романтизма. А ведь опасность впасть в него подстерегала молодую постановщицу, взявшуюся за столь непростую тему. Верно расставленные приоритеты, при которых большая часть хронометража была отдана на откуп Мии Васиковска, а также участие в постановке заслуженных артистов, с блеском отыгравших второстепенные образы, превращают камерную, казалось бы, новеллу о неверной жене в мелодичную балладу о сути человеческого естества. Вместе с тем, короля здесь не играет свита. Но профессионализм неподражаемых Пола Джаматти («Нокдаун», «Железный рыцарь») и Риса Иванса («Рок-волна», «Господин Никто») помогает ярче гореть звезде Васиковска, к слову, уже имеющую за плечами превосходную работу в экранизации другого классического произведения конца девятнадцатого века – «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте.
Препарируя души, история похождений госпожи Бовари не обличает фундаментальные людские пороки, но выявляет их и ставит закономерную точку на пути их эволюции. Впрочем, заслуга в этом принадлежит в первую очередь литературному первоисточнику. Но «Госпожа Бовари» – полотно, очевидно, хорошее; по своей реализации более близкое к образчикам мира артхауса, нежели массового кино. Однако, вопреки расхожему стереотипу о нишевом кино, картина Бартез не вызывает скуки. За перипетиями жизненных коллизий супруги Шарля интересно наблюдать. Не взирая на длительность, фильм не пробуксовывает, выдерживая заданный постановщицей размеренный темп от начала и до конца.
Точное попадание в образ Васиковска – далеко не единственная удача фильма. Детали рассказа, игравшие существенную роль в книге романиста, имеют схожее значение и в ленте Бартез. При вдумчивом просмотре «Госпожи Бовари» все они лежат на поверхности. Например, особую важность в сюжетной структуре драмы имеют эпизоды на первый взгляд ничем не примечательных визитов Эммы в церковь. Любое её движение в сторону Бога, в сторону праведности словно отталкивается; поползновения к религии оказываются тщетны в зародыше, а меха для раздувания пламени обуреваемых девушку страстей функционируют с полной нагрузкой. Подобные сцены помогают лучше раскрыть образ героини, увлекая в сети трагического пассажа госпожи Бовари.
Вердикт: Близкая к тексту экранизация романа Гюстава Флобера, примечательная выразительной игрой Мии Васиковска и аутентичной атмосферой французской провинции второй половины XIX столетия.
8 |
9 |
9 |