Под толщей воды
2010-й год. Мексиканский залив. По вине компании British Petroleum и лично её представителя Дональда Ведрейна (Джон Малкович) на плавучей нефтяной платформе «Глубоководный горизонт» происходит авария. Для того чтобы спасти команду станции, начальнику Джимму Харреллу (Курт Рассел), инженеру Майку Уильямсу (Марк Уолберг) и оператору управления платформой Андреа Флейтас (Джина Родригез) предстоит бросить вызов стихии и совершить настоящее чудо.
Основанный на реальных событиях фильм Питера Берга – постановщика двусмысленно принятых критиками и публикой «Морского боя» и «Хэнкока» – в первую очередь дань уважения погибшим в ходе страшной катастрофы, унёсшей жизни одиннадцати человек. Вместе с тем это смелое авторское высказывание, смело заявляющее о закулисных интригах в мире нефтяного бизнеса и беспримерном человеческом цинизме. Режиссёру удалось совместить сентиментальное со страшным, замысловатое (в фильме довольно много специальной терминологии) с простым, а ритмичное с монотонным. Тем не менее, в ленте нет ничего выдающегося. Но нет в ней и провальных частей. Все элементы подобраны со вкусом, но они, точно герои самой истории – колючие, грубые, – не спешат заводить со зрителем душещипательные беседы.
Сценарий «Глубоководного горизонта» прост, как три копейки. Но иначе и быть не могло: история ещё свежа в памяти, а выдумывать что-то от себя – как минимум не уважать жертв трагедии. Первая половина картины немного утомляет. Герои специально разжёвывают для зрителя необходимые для погружения в историю технические характеристики платформы, обмениваются парой-тройкой суровых шуток и ждут возвращения домой – нет ничего увлекательного в долгосрочной командировке на нефтяной платформе, дрейфующей в открытом море. Но как только события принимают радикальный оборот, темп резко возрастает, а лента превращается в типично американский продукт: тут и там слышатся взрывы, кто-кто гибнет, кто-то жертвует собой ради всеобщего блага, а кто-то просто пытается спасти собственную шкуру, не думая об остальных.
Выглядящую почти как документальную ленту (кадры бедствия сняты с пугающей реалистичностью) обогащают сильные мужские актёрские работы. Марк Уолберг и Курт Рассел перевоплотились в побитых жизнью, но бравых работяг – настоящих мужчин, а Джон Малкович выступил в ипостаси надменного начальника, в первую очередь озабоченного увеличением банковского счёта своей организации. Последнее приобретает исключительное значение. Картина, подававшаяся как фильм-катастрофа, на деле больше внимания уделяет не самой аварии, а её причинам. Человеческая алчность не раз приводила к страшным последствиям, и именно её создатели видят в качестве главной виновницы произошедшего.
Вместо показной героики и высокопарной патетики Питер Берг демонстрирует реальный мир без прикрас, не выделяя никого из персонажей. Лишь погибшим выделено специальное время, но иначе и быть не могло. А вот герой Малковича в финальном акте предстаёт не столько антагонистом, сколько обычным слабохарактерным человеком, волею случая допустившим губительный просчёт. Но кому какое до этого дело, когда отцы и матери, мужья и жёны, сыновья и дочери в мгновение ока лишились самых близких для себя людей.
Вердикт: Крепко сбитая работа Питера Берга на деле оказывается нечто большим, чем простым фильмом-катастрофой.
7 |
6 |
8 |