Трумен Капоте – общепризнанный мастер в жанре non-fiction novel (когда сюжетный костяк литературного произведения формируется посредством невыдуманных жизненных историй). В 1959 году, заинтересовавшись статьёй в газете, писатель берётся за расследование жестокого убийства канзасской семьи в посёлке Холкомб. Результатом этого расследования должен стать новый роман Капоте. Но автор и не предполагал, что изнурительный труд приведёт к полному психологическому истощению, а дознание – к неожиданному итогу. Финалом его изысканий стал роман «Хладнокровное убийство» – бестселлер, вызвавший бурю восторгов в читательской среде.
Известно, что Трумен Капоте был открытым гомосексуалистом, тяготел к богемному образу жизни, страдал алкоголизмом и сидел на наркотиках. Однако это не помешало ему стать отличным писателем. Героями книг Капоте были маргиналы, изгои и ренегаты. Сюжеты, несмотря на структуру документального чтива, отличались особой изобретательностью. Слог был запоминающимся.
Детство урождённого Трумена Стрекфуса Персонса было довольно безрадостным: родители рано развелись, и Капоте остался жить с матерью – Лилли. Мальчику остро недоставало любви. Вскоре его отправили к тёте Фолк в Алабаму, где судьба свела молодого человека с Харпер Ли, которой также суждено было стать знаменитым литератором. На новом месте на будущего автора «Завтрака у Тиффани» и «Другие голоса, другие комнаты» сильно повлияла его тётя Нэнни Фолк, привившая мальчику любовь к красивым и дорогим одеждам. В пятнадцать лет Трумен взял фамилию Капоте – фамилию отчима кубинского происхождения – и вместе с родительницей перебрался в Нью-Йорк. Там он устроился в The New Yorker, где занимался сортировкой статей и другой подручной работой. Там же приобщался к светским раутам. Покинув журнал, Капоте вернулся в родные пенаты – в Новый Орлеан, где приступил к написанию серии рассказов, позднее с успехом принятых публикой.
«Капоте» – полнометражный дебют Беннетта Миллера («Человек, который изменил всё», «Охотник на лис»). В своей первой картине режиссёр воссоздаёт атмосферу Америки начала 60-х годов, повествуя о последствиях ужасающей расправы над семьёй Клаттеров, в результате которой жертвами стали четыре человека: отец, мать и двое детей. Фильм небогат на события. Размышлениями о дружбе и любви, добре и зле не подкреплены действом. Основа ленты – мастерски прописанные диалоги между Капоте (Филип Симур Хоффман) и Ли, Капоте и Смитом, Капоте и следователем Джеком Дунфи (Брюс Гринвуд). И если Хоффман – лицедей, без которого бы проникновенная, практически театрализованная постановка Миллера не состоялась бы, то сценарий за авторством Джералда Кларка и Дэна Фаттермана («Охотник на лис») – фундаментальная основа картины.
«Капоте» не отказать в атмосферности. От ленты буквально веет холодом, будь то сцены в тюрьме, в захолустном домишке фермеров или эпизоды званых обедов американской элиты. Противопоставляя шумные, разнузданные вечеринки, подробности которых, впрочем, остаются за кадром, и монотонные, зачастую неуютные, неуклюжие беседы, создатели подводят зрителя к напряжённым размышлениям о природе человеческих страхов и желаний.
Философичность постановки – не только в чудовищном по своей сути сопоставлении пороков «убийство человека» и «убийство времени», но и в попытках самоопределения, понимания демиургического «я»: можно ли считать себя нормальным, правильным, если друг (мнимый?) – жестокий убийца; может ли внутри порядочного человека вопреки всяким предпосылкам произрасти семя зла и что служит тому причиной. Попутно написанию романа Капоте пытается объяснить для себя злостный поступок самоназванных палачей – Перри и Хикока. Но нить, ведущая героя на пути к осознанию истины, возможно, приведёт его совсем не туда, куда он мог ожидать. В этом смысле интересна заключительная сцена, когда герой Хоффмана встречается с убийцами в последний раз.
Премьера фильма состоялась в день рождения Трумена Капоте – 30 сентября 2005 года.
Съёмочный процесс составил всего 36 дней.
Бюджет «Капоте» – 7 миллионов долларов.
Но фильм привлекает в первую очередь не режиссурой – уверенной, ровной, но однотонной, – а актёрской игрой. Филип Симур Хоффман не зря был награждён за свою работу «Оскаром». Голос, походка, мимика, жесты – стопроцентное попадание в образ; шедевральное, точное актёрское перевоплощение! Стоит отметить, что ради роли Трумена Капоте Хоффман похудел на двадцать килограмм. Помимо Хоффмана, важную партию в постановке имеет Кэтрин Кинер (сериал «Сайнфелд», «Быть Джоном Малковичем»), сыгравшая автора «Убить пересмешника», и Клифтон Коллинз-мл. (сериал «Шпионка», «Звёздный путь»), перевоплотившийся в осуждённого Перри Смита. Другого преступника – Ричарда «Дика» Хикока – сыграл Марк Пеллегрино (сериал «Сверхъестественное», «Роковое число 23»).