Вглубь
Начало 1960-х. Немая Элиза (Салли Хокинс) работает уборщицей в исследовательском правительственном центре. Каждый её день напоминает предыдущий: она просыпается, варит яйца, мастурбирует в ванной и, старательно почистив обувь, отправляется на работу. Женщина чувствует себя изгоем – немота отталкивает от неё людей, а единственными близкими людьми для Элизы оказываются коллега Зельда (Октавия Спенсер) и сосед Джайлс (Ричард Дженкинс). Всё меняется, когда в заведение привозят пойманного где-то в водах Южной Америки человека-амфибию (Даг Джонс). Между загадочным существом и скромной уборщицей завязываются странные, но чистые отношения. Чтобы помочь бедному созданию, женщина осмеливается на решительные действия.
Стук капель по окну. Убаюкивающий шум волн. Свинг Гленна Миллера на заднем фоне. Деликатный степ, превращающийся в изящный танец Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Кажется, Гильермо дель Торо снял самую добрую ленту в своей фильмографии. «Форма воды» – волшебная сказка для взрослых, опирающаяся на канонические сюжеты о любви. Идеи «Ромео и Джульетты», средневековых «Тристана и Изольды», «Красавицы и чудовища», «Создания из Чёрной лагуны», «Иктанэра и Моэзетты» и их отечественной версии – «Человека-амфибии» элегантно переплетены здесь с безграничной фантазией создателя «Лабиринта Фавна» и «Хеллбоя».
В центре сюжета находится мечтательница Элиза Эспозито – немая уборщица секретной американской лаборатории, в которой проводятся беспрецедентные научные эксперименты. Полным ходом идёт Холодная война с Советским Союзом, а потому нельзя отступать ни на шаг: на кону не только первенство в мире, но и престиж нации в целом. Одним из объектов исследования учёных становится устрашающий мутант-амфибия, с которым судьба сводит Элизу. Женщина и существо непостижимым образом находят взаимопонимание, перерастающее в привязанность и настоящую крепкую дружбу. Но очень скоро хрупкой идиллии приходит конец – над гуманоидом нависает серьёзная угроза.
Элизу сыграла британская актриса Салли Хокинс, и она – одно из главных украшений фильма. Будучи далеко не красавицей, англичанка приковывает к себе всё внимание – так, что не отвести взор! Она играет на полутонах, в её глазах жизни больше, чем в иных людях, а безграничное женское обаяние актрисы позволяет её героине расцвести подобно бутону нежного лотоса.
В образе человека-амфибии выступил Даг Джонс, уже имевший опыт схожих работ. Американец играл у дель Торо Фавна, Эйба Сапиена и призрака в «Лабиринте Фавна», сиквеле «Хеллбоя» и «Багровом пике». Персонаж Джонса – плод совместных усилий актёра, художников-постановщиков и мастеров по спецэффектам. Вместе с режиссёром они создали не только запоминающегося героя, но и целый альтернативный мир, в который всецело веришь. Восхищающая цветокоррекция и замечательные декорации, а также отличная работа оператора и монтажёров создали уникальный визуальный ряд.
Но если по форме лента выглядит привычной постановкой мексиканца, то сюжетно и тонально перед нами предстаёт нетипичный дель Торо. Герои чётко делятся на положительных и отрицательных, главный антагонист в исполнении как всегда одиозного Майкла Шеннона предстаёт нарочито гротескным; а, несмотря на несколько достаточно бескомпромиссных сцен, история оказывается не такой страшной, как можно было представить; более того, она успокаивает и воодушевляет. Однако упрощение идёт картине на пользу: режиссёр превосходно чувствует ритм, а некоторые сцены настолько хороши, что их хочется пересматривать снова и снова.
Ещё одним полноценным героем картины оказывается музыка, которую написал обладатель премии «Оскар» за партитуру к «Отелю “Гранд Будапешт”» Александр Депла. Главная музыкальная тема неуловимо напоминает работу Янна Тьерсена из «Амели». Такое сравнение – не порицание, а комплимент в адрес французского композитора. Воздушная, мягко ложащаяся на ухо, словно переливающаяся из сосуда в сосуд музыка мгновенно западает в память и как нельзя лучше обрамляет искреннюю историю дель Торо.
«Форма воды», как и многие другие произведения постановщика «Хребта дьявола», метафорична. Но её иносказательность проста для понимания: мы видим одинокого мужчину с тортом и воздушными шариками, дожидающегося на остановке автобуса, или слышим скрип кровати во время секса, трансформирующийся в мерный гул лаборатории – выводы лежат на поверхности, стоит лишь протянуть руку. Задействуя простые художественные средства, попутно признаваясь в любви к классическим картинам и песням прошлых лет, Гильермо дель Торо снял духоподъёмный фильм, красиво, громко и категорически, но одновременно с этим изысканно говорящий о том, что у любви нет ограничений. Она, как и вода, способна принимать любые, подчас даже самые фантасмагорические формы, каждая из которых имеет право на существование.