Pimp my ride
1960-е. Повсюду снуют игрушечные машинки и висят акварельные плакаты. Америка успела отойти от ужасов, принесённых Второй мировой, но частности ещё остаются. Индустрия в упадке, а некоторые компании на грани банкротства. В том числе Ford Motor. C подачи маркетологов, Генри Форд-второй, внук того самого, принимает решение усилить позиции на рынке гоночных авто. Наиболее удобный способ это сделать – поглощение компании Ferrari S.p.A, которая также переживает непростые времена. Но итальянцы оказываются не так просты: Энцо отвергает предложение и отдаётся «Фиату». На прощание он заявляет заокеанским гостям о «непоправимой глубокой обиде», нанеся такую же в ответ.
Разумеется, Форд не намерен принимать эту неслыханную наглость как должное, и теперь правлению предстоит создать конкурентную модель силами внутренних специалистов – и чем быстрее, тем лучше. Возможное решение проблемы – Кэрролл Шелби (Мэтт Дэймон), одарённый конструктор, некогда опередивший машины итальянцев в гонке «24 часа Ле-Ман». Он подключает к авантюре своего хорошего друга, Кена Майлза (Кристиан Бэйл) – строптивого, стареющего и обнищавшего, но гениального гонщика и автомеханика.
Талант постановщика Джеймса Мэнголда («Переступить черту», «Поезд на Юму», «Логан»), умеющего создавать человечных персонажей и выстраивать вокруг них столь же натуралистичную атмосферу, играет в этом фильме как никогда ярко. «Ford против Ferrari» максимально приближен к документальной эстетике, похожей на то, что делал Дэмиэн Шазелл с «Человеком на луне» год назад, но, в отличие от него, вызывает не зевоту, а большой интерес. Мелкие детали оживляют происходящее, благодаря чему ни единая сцена в массивном хронометраже не ощущается лишней, наоборот – все они крепко въедаются в память.
Занятно наблюдать за элементами эпохи, которые идут дальше, чем просто внешнее сходство: Мэнголд закладывает в героев образ мысли, характерный для показанного периода. Персонажей много и при этом каждый успевает полноценно отметиться и запомниться. От ключевых фигур – вроде всё того же Генри Форда (Трэйси Леттс) – до менее значимых, как Питер Майлз (Ноа Джуп). Первого характеризует сила личности, вызывающая невольное уважение, граничащее с трепетом. Второй служит достаточно трогательным эмоциональным рычагом, который дополняет образ и мотивы отца.
Другой аспект, важный для истории не меньше, чем люди – машины. Лента набита теорией автомобилестроения. Причём жонглирование понятиями и терминами так виртуозно рассредоточено по повествованию и так ювелирно в него вплетено, что заинтересуется даже далёкий от темы человек. Бесконечные разговоры о форсунках разбавляются редким философствованием и нередкой жёсткой иронией, как того и требует контекст.
Идеальную форму дополняет исполнение. Дэймон и Бэйл выдают новою актёрскую глубину, отыгрывая будничные сцены производственной драмы с пронзительностью не меньшей, чем у хроник Холокоста. Мощная операторская работа только усиливает впечатление. Сцены гонок, редкие комедийные моменты, экспозиция – все углы и ракурсы выбраны безупречно, а постановка позволяет буквально почувствовать себя участником событий.
Завершающий штрих – постоянное прогрессирование. От сцены к сцене игрушечные машинки сменяются серьёзными болидами, персонажи углубляются, тон произведения становится всё более личным. Концовка не остаётся в стороне. Несмотря на иллюзорную простоту и очевидность, она находит, чем удивить. Это касается и происходящего на треке, но в большей степени – эмоционального эпицентра после него. В последние минуты Мэнголд отбрасывает весь сконструированный за два часа бэкграунд, оставляя самое главное – пару друзей, упорно идущих к цели вопреки всему.