Замкнутый круг

Англия. Начало XVIII столетия. Королева Великобритании Анна Стюарт (Оливия Колман) страдает от одиночества, скуки и приступов подагры. Отдав государственные дела на откуп Саре Черчилль, герцогине Мальборо (Рэйчел Вайс), у которой на уме собственные соображения насчёт внешней и внутренней политики, Анна играет со своим выводком кроликов, забавляется на светских раутах и предаётся запретным сексуальным утехам. Ситуация меняется, когда во дворе появляется кузина Сары – имеющая далекоидущие амбиции обаятельная Эбигейл (Эмма Стоун).

Британское костюмированное кино – направление, интересное в первую очередь англофилам и страстным фанатам истории. Творчество Йоргоса Лантимоса, кажется, насчитывает ещё меньшее число поклонников. Фильмам грека свойственна театральная условность, а главными любителями его произведений принято считать кинокритиков. В «Клыке», «Лобстере» и «Убийстве священного оленя» Лантимос часто отправлял зрителя по заведомо завиральным путям, пугал статичными, с трудом поддающимся объяснению кадрами и уводил в дебри псевдоабсурдистского мышления и критического самопознания. Несмотря на приверженность к авторскому кино, новый фильм постановщика, речь в котором зашла о придворных интригах во времена царствования королевы Анны, вышел увлекательным и совсем не таким радикальным, как предыдущие его опыты.

Внушительный каст вкупе с острой историей, место в которой нашлось феминизму, дерзкому юмору и неплохим диалогам, подкупают. За героями действительно интересно следить, сюжетные перипетии захватывают, а Эмма Стоун, Рэйчел Вайс и Оливия Колман выдают шикарные представления. Они блистают как по отдельности, так и в составе разнородного трио. Тем не менее образы отчаянной приспособленки, метящей из грязи в князи Эбигейл Хилл, скучающей королевы Анны и хитроумной герцогини Мальборо отлично знакомы публике. Лантимос выжимает из набивших оскомину стереотипных персонажей все соки и немало преуспевает в своём занятии.

Во многом положительный результат обеспечивает сценарий, который написали опытный драматург Тони МакНамара (сериал «Такова жизнь», «Эшби») и дебютантка Дебора Дэвис. Он совсем не похож на сюрреалистические работы греческого режиссёра. Сюжетная фабула напоминает как классические романы, так и современные мелодраматические произведения. Присмотревшись, можно обнаружить в «Фаворитке» влияние Вальтера Скотта, Стефана Цвейга, Уильяма Шекспира, Филиппы Грегори и даже Джона Локка и Фрэнсиса Бэкона. История, развивающаяся в прошлом, говорит о настоящем. Маскулинности противопоставляется фемининность, а королева и её окружение выглядят так, будто они – героини дня настоящего; уставшие выполнять традиционные женские обязанности женщины, облачившиеся в дорогую мантию, взявшие в руки скипетр и державу.

«Фаворитка» учитывает последние тенденции в кинематографе. В картине присутствуют сильные женские персонажи: не гнушающаяся никаких способов достижения цели корыстная Эбигейл, коварная, неуступчивая Сара Черчилль и вроде бы наивная королева Великобритании, на деле обладающая огромной властью, принципиальная и эгоистичная. По сути центральное трио символизирует собой обобщённого героя. Он верховодит над мужчинами, сомневается, страдает, наказывает, принимает сложные решения, а также правит страной и людьми. Персонажи Вайс, Стоун и Колман наделены неподдельным пафосом. Чтобы выжить в суровом мире интриганов, воителей и лицемеров, они обязаны не только свысока смотреть на своих подданных, но и держаться друг друга. В начале повествования они ещё не слишком хорошо это понимают, но ближе к эпилогу начинают осознавать всё более чётко.

Напротив, все мужчины, появляющиеся в этой истории, пробуждают или смех, или жалость. Забавный Николас Холт («Люди Икс: Дни минувшего будущего», «За пропастью во ржи») в образе взбалмошного, но циничного графа Роберта Харли, карикатурный Джо Элвин («Предчувствие конца», «Операция “Финал”»), преобразившийся в инфантильного и любвеобильного придворного Сэмюэля Мэшема и остающиеся на втором плане остальные мужские герои нарочито показаны несмышлёными паяцами, ничего не могущими без женщин. Единственный формально хоть чего-то стоящий представитель сильной половины человечества так и остаётся за кадром – это супруг Анны Георг Датский.

Полотно наполнено нежностью и неприкрытой сексуальностью. Драматические моменты мастерски чередуются с комедийными (Стоун и Колман всегда превосходно чувствовали себя в этом жанре, а Вайс здесь им ни в чём не уступает) и эротическими. Напряжение нарастает постепенно, взрываясь в финале роскошным холодным фейерверком – это не свидетельство победы одного из участников неформального и априори нечестного соревнования, но закономерный итог гонки за тёплое место под солнцем.

Усиливает воздействие соответствующая тематике пышная оркестровая музыка, в которой солирует орган («Фантазия и фуга для органа до минор BWV 562» Иоганна Себастьяна Баха), а также визуал: умело воссозданная эпоха Анны Стюарт, работа художника по костюмам, заслуженной Сэнди Пауэлл («Интервью с вампиром», «Авиатор», «Мэри Поппинс возвращается»), а также старания оператора Робби Райана («Грозовой перевал», «Филомена»). Финальная треть фильма выглядит немного затянутой, но это ничуть не портит впечатление от объёмной, красочной и наполненной разнообразными неглупыми мыслями истории королевы Анны и её фавориток.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here