Единственный лёгкий день был вчера

США, Афганистан, военная драма, режиссёр Питер Берг… Ещё не так давно объединение в уме всех этих понятий могло логично привести нашего массового зрителя к отторжению. Военные драмы американского производства норовят восполнить относительно короткую историю своей страны обильными возлияниями драгоценного пафоса к её ногам, что по ту сторону Берингова пролива не вызывает особого энтузиазма. Питер Берг, впрочем, вышел из-под этого перекрестного огня, сняв одновременно серьёзный и яркий фильм, который концентрируется на силе духа отдельных людей, а не восхвалении определённого государства.

С самого начала следует сказать, что сюжет «Уцелевшего» прост, как завтрак в колонии. Мы имеем четырёх главных героев – «морских котиков», охарактеризовать которых легко: все они – среднестатистические храбрые ребята – весёлые в компании, мужественные в бою, любящие друзей и ненавидящие врагов. Четвёрку отправляют на вражескую территорию за особо опасным лидером талибов, но в операцию вклиниваются непредвиденные обстоятельства в лице местных пастухов, случайно наткнувшихся на засевших по кустам янки. Несмотря на опасность обнаружить своих людей, старший офицер приказывает не убивать, а отпустить пленных афганцев. Операция свёрнута. Слаженное отступление быстро превращается в ожесточённую перестрелку с талибами, которые настолько суровы, что применяют гранатометы в лесу. Начинается бой, из которого выйти живым суждено только одному из нашей четвёрки.

С момента первой огневой встречи начинаешь забывать про то, что герои поверхностны, а сюжет линеен как старая компьютерная игра. Фильм силён в плане эмоционального воздействия на зрителя. Главные герои отважны, но уязвимы; могут пугаться, отчаиваться, терять контроль над происходящим, но затем вновь брать себя в руки, вставать и идти дальше. Им начинаешь верить, а потом и сопереживать. Конечно, «Уцелевший» порой вольно распоряжается положенным в его основу реальным материалом (о чём свидетельствует книга, написанная одним из участником тех событий, и военные архивы), во что-то непросто поверить (особенно, когда это касается возможностей человеческого тела функционировать после многочисленных ранений). Однако Бергу в любом случае удалось снять фильм, стучащийся зрителю в сердце.

Основной пафос картины связан с борьбой жизни и смерти, противостоянием духа и немощи израненного тела. По некоторым предпремьерным материалам могло показаться, что у картины будет сильная антимилитаристическая составляющая. Но Берг в «Уцелевшем» оказался далёк от явного дидактизма из серии «солдаты отпустили мирных жителей – они потом отплатили добром». Напротив, здесь отпущенные пастухи позвали друзей с пулеметами, а «отплачивать добром» оставшемуся живым герою стали тоже совсем не пацифисты. Впрочем, ужасы войны показаны здесь настолько ярко, что отторжение её зрителем при просмотре будет вполне логичным. «Уцелевший» – картина о силе духа, крепком братстве, пламенеющей ярости боя и самопожертвовании, которые в ярких образах рассредоточены по её полотну и подкреплены сильным визуальным рядом.

Как только заканчивается прелюдия, фильм начинает динамично развиваться, обладая как набором напряжённых эпизодов, так и ударным экшеном, чья реалистичность не позволяет присутствовать на сеансе личностям слабонервным, а также тем, кто не может видеть любимого Уолберга/Хирша настолько изувеченными. Впечатляющая же сцена падения героев со склона (Берг, между прочим, такие вещи натренировался ставить ещё в «Сокровище Амазонки», отправив в несвободный полёт Дуэйна Джонсона) является одной из самых реалистичных и продолжительных сцен подобного толка в кино. Камера у оператора дрожит, но это не раздражает, как в каких-нибудь дорогих боевиках – всё-таки у нас претензия на документальность и реалистичные съёмки.

«Уцелевший» Питера Берга похож не на какое-нибудь фундаментальное интеллектуальное полотно, а на яркую зарисовку, где главная сила – эмоции и образы. Можно не согласиться с теми или иными суждениями картины, но тяжело будет, посмотрев её, остаться равнодушным к разворачивающейся на экране истории простых парней: Маркуса, Майкла, Дэнни и Мэтью.

Вердикт: сильное военное кино, чьи достоинства запоминаются, а недостатки хочется простить.

Для глаз
Для мозга
Для сердца

7

4

9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here