Правила выживания

Агент ЦРУ (Джон Дэвид Вашингтон) во время спецоперации в здании Киевской национальной оперы попадает в плен к террористам. Чудесным образом оказавшись на свободе, он вступает в таинственную организацию Tenet (в русскоязычной версии «Довод»), цель которой – предотвратить Третью мировую войну. Улики выводят мужчину на русского олигарха, торговца оружием Андрея Сатора (Кеннет Брана).

Кристофер Нолан едва ли был очно знаком с Айзеком Азимовым. Но все постановки маститого режиссёра будто бы следуют известному изречению писателя-фантаста: «Сделайте одно, всего одно фантастическое допущение, а затем стройте свой рассказ в строгом соответствии с логикой».

Действительно, большинство фильмов англо-американца подчиняется этому правилу. Другая отличительная деталь его творчества – нелинейное повествование и игры со временем. Запутывая зрителя, постановщик менял хронологию истории («Преследование») и отправлял своих героев в опасное путешествие в глубины подсознания («Начало»). Время в лентах Нолана могло идти в обратную сторону («Помни»), течь безостановочно («Бессонница»), то ускоряться, то замедляться, устанавливая тем самым разницу между поколениями («Интерстеллар»), или делиться на три шкалы («Дюнкерк»).

В своём новом фильме Нолан вновь обращается к излюбленным темам. На этот раз в центре его внимания – безымянный агент ЦРУ, пытающийся остановить грядущий апокалипсис. Протагонисты и антагонисты используют инверсию времени – технологию из будущего, при помощи которой можно пустить события вспять.

В основе этого фантастического тезиса лежит теория поглощения Уилера-Фейнмана, в упрощённом виде утверждающая: решения уравнений электромагнитного поля должны быть инвариантными относительно преобразования обращения времени, как и сами уравнения поля. Иными словами, уравнение допускает возможность отмотать время назад. Именно этим и занимаются персонажи при помощи концепции обратной энтропии (так, вылетевшая из дула пистолета пуля возвращается на исходное место) двигаясь по реке времени в прямом и обратном направлениях.

Впрочем, «Довод» не о путешествиях во времени. Скорее это адреналиновый фантастический фильм. Скачки по временным линиям – средство, а не цель. Лента была снята в Италии, Эстонии, Великобритании, Норвегии, Индии и США. В совокупности с динамичной историей и ретро-стилистикой идейно это приближает постановку к франшизе о Джеймсе Бонде.

Словно бы убрав из историй о неутомимом секретном агенте всё, что ему не нравилось, Нолан снял свою версию приключений британского разведчика. В ней присутствуют и авантюризм, и остросюжетные мотивы, и femme fatale, и яростные драки, и разнообразные гаджеты. Но есть в ней также и заурядный злодей.

Одиозный русский торговец оружием Андрей Сатор противостоит отряду Протагониста (именно так в титрах обозначен герой Вашингтона). Сатор – стереотипный злодей с привычными для такого образа мыслями об уничтожении всего живого. Да, у него есть мотивация, но прописана она скорее для галочки. Преступник – зло абстрактное.

О напарнике Протагониста Ниле (Роберт Паттинсон) известно не слишком много. Он лишён не только какой бы то ни было биографии, но и крайне скуп не проявление эмоций. Портрет жены олигарха Кэт (Элизабет Дебики) тоже написан скупыми мазками. Её брак с мужем давно дал трещину, а единственное, что связывает супругов – их сын.

Обезличенное добро ближе к финалу обретает ясные очертания. Вместе с героями публика проходит путь от раздражения до спокойствия, от непонимания до осознания, погружаясь с головой в хитросплетения шпионского триллера. Зритель превращается из стороннего наблюдателя в косвенного участника действия – Нолан будто бы предлагает ему почувствовать себя демиургом, не просто анализирующим ключевые события ленты, но и выстраивающим собственную мозаику истории.

Идеальная картинка, потрясающий звук, отлично подобранная музыка, замысловатые головоломки, а также зрелищные погони и перестрелки, особенно впечатляющие в контексте заигрывания со временем, заставляют увлечённо наблюдать за происходящим. За саундтрек фильма отвечал шведский композитор Людвиг Йоранссон, написавший для «Довода» пульсирующий электронный саундтрек, немного напоминающий то, что сделали в «Тёмном рыцаре» Ханс Циммер и Джеймс Ньютон Ховард.

Трюки, которые были придуманы для сцен с инверсией времени, изумляют и пугают одновременно. Есть в них что-то дьявольское, инфернальное, потустороннее. А герои «Довода» в такие моменты отдалённо похожи на персонажей «Твин Пикса» из Чёрного Вигвама.

В финальных сценах темп значительно ускоряется, Протагонист и компания попадают не в одну темпоральную ловушку, удивляют друг друга и своих оппонентов и пытаются обуздать время. Получится ли это у них? Смогут ли герои выяснить, свободная воля – иллюзия, или она существует на самом деле?

В недавнем сериальном хите «Тьма» время называли богом, но Нолан придерживается иного мнения. Продолжая линию «Интерстеллара», режиссёр приходит к выводу: единственным полноправным вершителем судеб является человек. Но его внутренние противоречия, перманентно источаемые им миазмы отравляют воздух вокруг, не дают возможности выйти за рамки привычного понимания мироустройства.

При помощи параллельного монтажа, дуалистических мотивов (поступки героев, как и направление их движения, можно трактовать с двух разных точек зрения), ручной камеры, сопоставления урбанистических пейзажей с кадрами дикой природы и сыгранных задом наперёд в моменты инверсивных событий музыкальных композиций Нолан развивает эту точку зрения и превращает свою картину в огненный коктейль из интеллектуальной версии «Джеймса Бонда» и «Начала».

Обилие первоклассных экшен-сцен и отлично прописанный сценарий, в котором нашлось место недвусмысленным отсылкам к «Квадрату Сатора» – магическому палиндрому, впервые обнаруженному в Помпеях – и размышлениям о природе времени, а также о той силе, которой оно над нами имеет, позволяют говорить о «Доводе» как об очередном успехе Кристофера Нолана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here