Memento море
Мартин (Тиль Швайгер) и Руди (Ян Йозеф Лиферс) знакомятся в больнице, где врачи объявляют, что им недолго осталось. Под найденную бутылку текилы Мартин узнаёт, что Руди не был на море, и они отправляются в своё последнее путешествие, чтобы исправить этот досадный промах. Ведь на небесах никуда без этого! На небе только и разговоров, что о море…
Этот фильм про простые желания. Где-то в середине Мартин и Руди пишут списки дел, которые им хотелось бы успеть осуществить до того, как их догонит смерть, полиция или гангстеры. Это отменная психологическая техника, которой все живущие почему-то пренебрегают. Не то боятся своих желаний, а точнее, того, что не смогут их исполнить, не то думают, что ещё успеют. Но бояться глупо, а времени у нас очень мало.
Простая и искренняя прямота, с которой фильм говорит о важном, завораживает. Но поразительный очищающий эффект не сработал бы, если б не легкомысленные забавные эпизоды решения разнообразных неурядиц, которые преследуют героев по дороге к морю. Смех работает как дворники, сметающие ерунду – сомнения, тревоги, страхи, – мешающие разглядеть подлинную цель.
«Достучаться до небес» замечательно сочетает пронзительную драму и эти смешные комедийные нелепости. Глупых гангстеров, замороченную полицию, выискивающую в поведении Мартина и Руди признаки «стокгольмского синдрома», каких-то случайных колоритных персонажей вроде дерзкого пацана на роликах или сексапильной продавщицы в магазине. Но когда дело доходит до решающих вещей, смотришь, затаив дыхание, и не в силах оторваться от экрана.
Кристиан Неандер, Франц Пласа и Жан Плевка, совместно работавшие над саундтреком фильма, добились идеально подобранного музыкального сопровождения для каждой сцены. Весёлая, грустная или возвышенная – как во время вбивающей в пол концовки, – всякий раз музыка заряжает сцену нужной интонацией и душевностью. Саундтрек «Достучаться до небес» из 25 композиций до сих пор является одним из самых ярких сборников музыки из фильмов.
Томас Ян, режиссёр, с тех пор не сделал ничего более значительного и, скорее всего, останется в памяти кинолюбителей парнем, снявшим «Достучаться до небес». Тиль Швайгер, вместе с которым Ян написал сценарий, тоже сыграл здесь наиболее яркую и запоминающуюся роль в своей карьере. Возможно, их встреча и этот фильм – случайная удача, провиденье. Что лишь подтверждает расхожую мысль о том, что кино – не просто бизнес и набор продуманных ходов. Перефразируя Борхеса, задачи кино покрыты тайной, а иначе оно было бы лишь игрой света на чём-то плоском.
Этот фильм – про тайну уверенности, что жизнь ничего не стоит без мечты. Если не ехать к морю, под заглавную песню Боба Дилана не барабанить в двери небес, требуя своё, не находить попутчиков-друзей, то остаются лишь комедийные эпизоды и нелепые. Список неосуществлённых желаний, бутылка текилы и друзья, которые всё понимают и ничего при этом не говорят – вот требования на получение небесного пропуска. Лучше, чем пропуск между датами, но меньше, чем наука прожить жизнь. Ключ к этой тайне – самое главное – бояться глупо.
Вердикт: Великая трагикомедия с обаятельными героями о самых важных вещах.
9 |
10 |
9 |