«Чудовищный» мэшап
Ставший Мастером мистических искусств доктор Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) знакомится с Америкой Чавес (Сочил Гомес) – девушкой, которая может открывать порталы в параллельные миры. Спасая её от сошедшей с ума Алой Ведьмы (Элизабет Олсен), Стрэндж отправляется вместе с Америкой в чрезвычайно опасное путешествие по мультивселенной.
Кинематографическая вселенная Marvel достигла нового этапа развития – теперь её создатели позволяют себе осторожные эксперименты. Почему осторожные? Дело в том, что фильмы калифорнийской студии производятся в расчёте на массовую аудиторию.
Несмотря на многочисленные заявления главы Marvel Studios Кевина Файги и его подчинённых, постановки о приключениях супергероев – произведения для семейной аудитории. Слишком сложные и неоднозначные вопросы, равно как и чрезмерно откровенные или страшные сцены, в них недопустимы.
Впрочем, подобное происходило и раньше. Можно вспомнить Тора, которого в сиквеле сделали по-настоящему комическим персонажем, или триквел «Человека-паука», побивший все рекорды по наличию фансервиса.
В этой связи продолжение «Доктора Стрэнджа» представлялось крайне любопытным проектом. Постановщиком фильма был назначен Сэм Рэйми – автор «Зловещих мертвецов» и трилогии «Человек-паук» с Тоби Магуайром. И, хотя первым выбором Файги и компании в режиссёрское кресло был снявший первого «Доктора Стрэнджа» Скотт Дерриксон («Шесть демонов Эмили Роуз», «Синистер»), фамилия опытного постановщика в числе создателей ленты как минимум интриговала.
Ещё больше подогревало интерес к продолжению злоключений своенравного волшебника приглашение сценариста Майкла Уолдрона – одного из авторов культового «Рика и Морти». В преддверии выхода сиквела приключений доктора Стрэнджа многие были уверены, что нас ожидает уникальное зрелище.
Отчасти это правда. Новый «Доктор Стрэндж» отличается от предыдущих лент киновселенной. Но только во внешнем эффекте. С точки зрения сюжета и сценария вторая часть вышла такой же, как и все остальные фильмы Marvel Studios. Психоделический эффект, обнаруженный ещё Дерриксоном, был сохранён в продолжении. В дополнение к нему фильм наполнен отсылками к творчеству Рэйми и хоррор-элементами.
Создатели не сумели выполнить данное ими же самим обещание – картина не стала «первым хоррором в линейке MCU». «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» – всё тот же супергеройский эпос с сильными упрощениями в сюжете и образах главных героев. Главное здесь – не почему, а как. Внешний эффект намного важнее внутренних причин.
Например, мотивация антагонистки истории кажется надуманной. Алая Ведьма жаждет обрести счастье рядом со своими «детьми» (это не её настоящие сыновья – женщина их наколдовала), но на вполне закономерный вопрос о том, какая опасность поджидает их в других мирах, отвечает: «Они могут заболеть».
Крайне запутанный сюжет (кроме того, он напрямую связан с сериалами «Ванда/Вижн» и «Что, если…?»), расставленные то тут, то там рояли в кустах (финальные твисты, которые невозможно пересказать без спойлеров) и мэшап из психоделического эффекта первого «Доктора Стрэнджа», «ужасающих» произведений раннего Рэйми, а также обильно разбавленной юмором супергероики сказались на результате – картина вышла совсем не такой, какой её ждали фанаты.
Проблемы фильма – во многом в практической области. Перестановки режиссёра, работа «на коленке» из-за пандемии COVID-19 и сложности в установлении связей с предыдущими произведениями франшизы повлияли на работу Рэйми.
«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» – далеко не лучшая постановка Marvel. В ней хватает безрассудства, но есть вопросы к стройности сюжетной линии, проработке персонажей и нравоучительной тональности истории.