Старшеклассница Сэди Харпер и её младшая сестра Сойер тяжело переживают смерть матери, погибшей в автокатастрофе. Сэди впадает в депрессию и уходит в социальную изоляцию, а Сойер мучают страхи и фобии. Отец-психотерапевт Уилл словно не замечает проблем дочерей и продолжает работать.

Когда на приём к Уиллу приходит странный пациент и рассказывает, что некая сущность убила его детей, страх Сойер обретает физическое воплощение: в доме Харперов поселяется Зло. Оно питается горечью, болью и страданиями, которых в семействе хватает с избытком. Появляется Зло только в темноте, выбираясь наружу из стенных шкафов.

В основе фильма – одноимённый рассказ Стивена Кинга, известный у нас также под названием «И пришёл бука». Он состоит всего из нескольких страниц, поэтому сценаристы в лице Марка Хеймана («Чёрный лебедь») и Скотта Бека с Брайаном Вудсом («Тихое место» 1-2) развили идею. Они взяли пару имён, концепцию титульного монстра, ввели новую драматическую составляющую и придумали побольше сцен, в которых персонажи будут сталкиваться с неведомым.

Кресло режиссёра занял англичанин Роб Сэвидж, чью карьеру пришпорил ужастик «Астрал. Онлайн» (прикрученный к известной франшизе только в российском прокате) – про компанию подружек, решивших вызвать призрака во время видеоконференции в Zoom. Картина была снята в формате screenlife и, надо признать, ничем не отличалась от уймы ей подобных, однако Сэвидж решил сыграть на актуальной теме пандемии и развернул действие во время ковидного карантина.

Критики приняли «…Онлайн» лучше, чем он того заслуживал, но в одном с ними можно было согласиться: Сэвидж действительно грамотно распоряжался экранным временем и использовал эффектные джампскейры. «Бугимен» вызывает точно такие же эмоции, поскольку развлечений для любителей резких прыжков из-за угла в нём много, а вот пищи для души и сердца – прискорбно мало.

Те, кто читал рассказ Кинга, помнят, что при всей его лаконичности (главный герой рассказывает психотерапевту о поочередных смертях его детей, в которых виновен монстр, прячущийся в шкафу) он представлял из себя трагическую исповедь человека, который только после ряда непоправимых ситуаций признался себе, что был плохим отцом и мужем и не умел брать ответственность в свои руки.

Сценаристов экранизации психология интересует сугубо формально: девочка-подросток надрывно страдает и теряет друзей, отец-психоаналитик (Крис Мессина) занимает крайне пассивную позицию во всей ситуации и ни во что сверхъестественное не верит (до поры до времени), рефлексии о погибшей маме нудны и тормозят действие, а венчает ворох клишированно-предсказуемых проблем навязчивая мысль о том, что горе надо отпускать, ведь бесконечная тоска деструктивна. Особенно слабо это выглядит на фоне модных психоделических хорроров Ари Астера, который безупречно владеет умением превращать людские драмы в чистый ужас, приправленный незабываемыми жуткими образами.

В отличие от Астера, Сэвидж – крепкий «технарь» и потому «Бугимен» представляет из себя самый обычный олдскульный ужастик про монстра в доме, где действие строится не вокруг личной трагедии персонажей, а на фоне обилия мрачных помещений и разбавляется непременными джампскейрами. Увлекаясь экшен-эпизодами, Сэвидж совершенно не понимает символизм, ведь если тот самый бугимен представляет собой потустороннее существо, а вовсе не очередного Чужого, и воплощает изматывающую, мучительную суть горя, то орудия борьбы с ним должны быть совсем иными, нежели палки, ножи и ружья (это как палить в Сатану из автомата в «Конце света» Питера Хайамса).

Бесспорно при этом Сэвидж остаётся профессионалом. Пугающие моменты, построенные на чувстве неожиданности, придуманы оригинально, сцены встреч с чудищем выглядят эффектно, а ведущие актёры в рамках предложенного играют крепко и уверенно. Особенно это касается Софи Тэтчер и Вивьен Лиры Блэр, которые изображают искреннюю «сестринскую» химию. Тэтчер чувствует драму Сэди гораздо лучше, чем режиссёр, и привносит в механистическую страшилку живительную силу.

Но усилий молодых дарований для выведения картины на нужный уровень явно недостаточно. Ведь «благодаря» нетребовательному подходу её авторов к созданию сценария и режиссуре, «Бугимен» забывается фактически сразу после просмотра. С единственной поставленной скромной задачей – развлечь зрителя в ночь на Хэллоуин и заставить его несколько раз подпрыгнуть от неожиданности, рассыпав попкорн – фильм справляется. Но на нечто большее этот бука, увы, не способен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here