В 1984 году канадский студент отделения электротехники и информатики Майк Лазаридис бросил учёбу в Университете Ватерлоо и на деньги, выплаченные компанией General Motors за созданный им проект, создал вместе с другом Дугласом Фреджином собственную компанию Research In Motion. Специализируясь на производстве девайсов для беспроводной передачи данных, они разработали устройство, которое напоминало пейджер и одновременно позволяло использовать его как телефон, а также набирать и отправлять набранный на клавиатуре текст.

Первоначальные попытки продать идею гаджета крупным корпорациям в 1996 году успехом не увенчались. Однако на перспективных ребят обратил внимание суровый эффективный менеджер Джим Болсли, разглядевший в сотрудничестве с RIM возможность вырваться в лидеры IT-индустрии. Так началась история успеха бизнес-смартфона под названием BlackBerry, чью бешеную популярность вскоре сменило тотальное забвение.

Достижения науки и технологии стремительно меняют мир и помогают ему двигаться быстрее. Голливудский кинематограф также не оставляет без внимания популярную сферу и выпускает картины, посвящённые выдающимся в этой области личностям вроде Марка Цукерберга или Стива Джобса. Однако не остаются в стороне и канадцы, которые сняли фильм, напомнивший публике о порядком забытом ныне девайсе BlackBerry, чей сценарий был основан на книге Джеки Макниш и Шона Силкоффа «Потеря сигнала: нерассказанная история необычайного взлёта и впечатляющего падения BlackBerry».

На первый взгляд, «Кто убил BlackBerry» рискует затеряться на фоне громких фестивальных хитов вроде «Социальной сети» или «Стива Джобса»: в актёрском составе не замечено звёзд первой величины, а само устройство с кнопочками, напоминающее ягоды ежевики, что дала ему название, поколение зумеров и вовсе не знает. Однако после премьеры картины на Берлинском кинофестивале интерес к ней неожиданно стал расти, а вместе с ним – и одобрение критиков.

Пускай это устройство действительно было быстро сметено ураганным натиском Apple и появлением айфона, авторы фильма прекрасно понимают, что «Блэкберри» стал по-настоящему важным этапом в развитии современных технологий и потому его роль недооценивать нельзя. К тому же история появления смартфона и его дальнейший пиар были насыщены различными событиями: прыжок от скромного стартапа к многомиллионной империи, угрозы рейдерских захватов, бесконечные скачки в развитии электронных систем, разногласия в сфере менеджмента и, конечно же, приход Apple на рынок.

Режиссером фильма выступил Мэтт Джонсон, известный на родине созданием комического веб-сериала «Nirvanna the Band the Show», и его чувство юмора, умение выхватывать нужные детали и ловко работать в рамках ограниченного бюджета в итоге позволили ему встать в один ряд вместе с картинами Дэвида Финчера и Дэнни Бойла.

Джонсон отлично чувствует ритм и хорошо понимает, как именно он будет выстраивать действие, а потому «Кто убил BlackBerry» ни на минуту не провисает. Знакомство Лазаридиса (Джей Барушель) и Болсли (Гленн Хауэртон) преподносится с комедийным лихачеством, подчёркнуто несерьёзно и даже слегка гротескно – команда Research In Motion изображается как компашка весёлых гиков, словно вернувшихся с кастинга «Теории большого взрыва».

Руководит этими смешными и жизнерадостными ботанами местный «Шелдон Купер» Лазаридис, который очень умён, исключительно сосредоточен на работе, но категорически не умеет грамотно вести презентации и заводить нужные знакомства. Болсли берёт перспективного нерда в оборот и начинает постепенно превращать его в акулу бизнеса, заодно стремясь урвать свой кусок и при этом держать подчинённых в ежовых рукавицах.

События подаются игриво, неудачи Лазаридиса кажутся забавными, а любой успех сопровождает мотивирующий плейлист. Но вот «Блэкберри» начинает потихоньку раскручиваться как бренд и тональность фильма незаметно меняет окраску на более мрачную и напряжённую. Джонсон неслучайно уделяет большое внимание резким переходам к крупным планам и делает ставку на ручную камеру и приглушённую по цвету картинку, поскольку градус саспенса внезапно начинает расти. Зритель словно сам оказывается посреди офиса крупной конторы, в которой происходит дикий аврал, но при этом становится эмоционально вовлечённым участником, а не сторонним наблюдателем.

Сумев увлечь публику обстоятельными рассказами об изобретении девайса и не вдаваясь при этом в глубокий анализ портретов героев как личностей, режиссура плавно превращает ироничную побасенку о популярном смартфоне в полноценный производственный триллер. Из саундтрека исчезают весёлые композиции, уступая место пульсирующим басам, крупные планы становятся более эмоциональными и нервозными, а герои всё больше забывают о том, какими они были в самом начале работы.

Отсутствие среди исполнителей ролей громких имён и отказ от рассмотрения характеров под психологическим микроскопом никак не мешает актёрам создавать яркие, динамичные образы людей, которые вынуждены забыть о личных качествах и поступать так, как велят обстоятельства, а не этика.

Поскольку все мы знаем, что популярность BlаckBerry давно сошла на нет, финал всей истории не станет сюрпризом, как и итог взаимоотношений персонажей, которые помнят, что в бизнесе настоящих друзей не бывает. Кому-то может светить срок за махинации, кто-то успешно наварится на ловле рыбы в мутной воде, а кто-то останется с коробкой никому не нужных гаджетов с хрипящим динамиком, поспешно собранных где-то на задворках Китая.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here