Годы Первой мировой войны. Отец Джессики Хьюстон – учёный – бесследно пропал, когда отправился в Африку на поиски бриллиантовых копей царя Соломона. Дочь затевает авантюрную операцию по спасению родителя. Помочь ей в этом нелёгком деле может только Аллан Куотермейн – известный искатель приключений. В попытках дознаться до истины и разыскать профессора паре предстоит пройти не одно испытание, встретиться с недружелюбными немецкими солдатами, агрессивно настроенными местными аборигенами и удивительными представителями флоры и фауны континента – прародины человечества.

Поставленный по роману Генри Райдера Хаггарда фильм канадца Джона Ли Томпсона («Трудный путь в Александрию», «Золото Маккенны») вышел в прокат спустя четыре года после коммерческого и критического успеха «В поисках утраченного ковчега» Стивена Спилберга. Неудивительно было желание опытного постановщика сорвать куш, сыграв на популярной теме. Однако на практике всё оказалось не так легко и просто.

Копи царя Соломона

Рукопись английского писателя «Копи царя Соломона» не в первый раз использовалась кинематографистами. В 1937 году публике был явлен британский приключенческий фильм за авторством Роберта Стивенсона («Мэри Поппинс»), а в 1950 году – появилась картина американского производства с Деборой Керр и Стюартом Грейнджером в главных ролях.

В 2004 году – спустя девятнадцать лет после картины Томпсона – прямиком на телевидение отправилась постановка Стива Бойума (сериалы «Гавайи 5.0», «Чёрные паруса»), в которой образы Аллана Куотермейна и Элизабет Мэйтленд – спутницы героя – примерили на себя Патрик Суэйзи и Элисон Дуди («Индиана Джонс и последний крестовый поход») соответственно.

Все экранизации произведения Хаггарда достаточно сильно отклонялись от первоисточника. Не стала исключением и работа автора «Тигровой бухты». В повествование была введена героиня Шэрон Стоун, которой не было в исходных трудах драматурга. Будущая звезда «Основного инстинкта» к тому моменту уже успела отметиться в нескольких небезынтересных проектах, среди которых были популярное в восьмидесятые телешоу «Ремингтон Стил» и картина Вуди Аллена «Звёздные воспоминания».

Копи царя Соломона

Также в ленте принял участие Джон Рис-Дэвис, более всего известный по ролям гнома Гимли из «Властелина колец» и Салаха Мохаммеда Фэйсел эль-Кахира – верного напарника персонажа Харрисона Форда – из «Индианы Джонса». Образ Куотермейна был доверен актёру и певцу Ричарду Чемберлену, завоевавшему всенародную любовь после роли доктора Джеймса Килдэра в одноимённой телепостановке. Король сериалов, как прозвали американца на родине, присоединился к проекту, первенствовав среди нескольких других видных кандидатов.

К сожалению, экранная пара Стоун – Чемберлен получилась довольно тусклой. А ведь именно в её искромётности так остро нуждался фильм. В ней нет и намёка на жизнь и энергию. Виной ли тому гомосексуальная ориентация мужчины, разница в возрасте актёров, составившая 24 года, или недостаток профессионализма со стороны ещё малоопытной артистки – не до конца понятно. Увы, но у зрителя есть все основания для того, чтобы не только пожурить работу ведущих актёров, но и придраться к режиссуре Томпсона и сценарию авторства Джина Квинтано и Джеймса Р. Силка.

Копи царя Соломона

Фильму не хватает динамики – даром, что приключений на долю Куотермейна и Хьюстон хватает с лихвой. За очередным извилистым сюжетным поворотом скрывается ухаб или выбоина, которая, очевидно, является очередным – без единой капли пролитого пота – преодолеваемым испытанием для героев. Всё это походит на несложную компьютерную игру, безвкусно выполненную то ли по причине загулявших на корпоративе геймдизайнеров, то ли вследствие общего невысокого уровня разработчиков. Из-за этого Джессике и Аллану не удаётся сопереживать, не говоря уж о том, что второстепенные персонажи на их фоне выглядят ещё хуже. Не зря фильм номинировался на кинонаграду «Золотая малина» (в категориях «Худшая мужская роль второго плана» и «Худший саундтрек»).

Все недочёты были выявлены уже после релиза, когда критики подвергли работу Томпсона обструкции, а зрители проголосовали долларом. Впрочем, свет увидела вторая серия, ведь работа над сиквелом начала проходить ещё до выхода постановки Томпсона. Фильм «Аллан Куотермейн и потерянный город золота», который поставил уже другой постановщик – Гэри Нельсон (сериал «Напряги извилины»), вышел в следующем – 1986-м – году, ожидаемо провалившись в прокате. Это, тем не менее, не помешало тому, что в 2001 году вышли «Отчаянные авантюристы», формально ставшие заключительной частью трилогии об Аллане Куотермейне (в ленте Марка Роупера он носил имя Крис).

Копи царя Соломона

«Копи царя Соломона», с одной стороны – это беззаботное, не лишённое наивного обаяния, конъюнктурное кино, за которым будет нескучно скоротать пару часов знойным летним вечером. С другой – известно, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Подобные киноопусы, несмотря на свою простоту и кажущуюся внешнюю привлекательность, – варево для испытанных временем синефилов, которые, будучи избалованными деликатесами в виде того же «Индианы Джонса» ищут новых ощущений в отчаянной попытке отведать очередное свежее блюдо. Пускай даже иногда их потчуют протухшей говядиной.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here