Простая история, рассказанная в фильме «Любовь и голуби», – о том, как деревенский мужик Василий однажды чуть не бросил семью из-за городской вертихвостки, – умиляет зрителей уже 30 лет. За это время публика не только выучила наиболее блестящие остроты наизусть, но и узнала всё об истории создания фильма благодаря многочисленным документальным телепроектам. Однако за все эти годы никто так и не смог до конца разгадать в чем же его секрет, почему зрители не устают его пересматривать и открывать для себя заново грани этой счастливой истории одной супружеской измены.
Конечно, на первый взгляд кажется, что вся соль в счастливом финале – люди воодушевляются торжеством семейных ценностей и умиляются наивностью жизни советской провинции. Однако так можно сказать о половине советских фильмов, а ведь многим из них такое признание и не снилось. Возможно, секрет успеха в том, что до того, как стать фильмом, «Любовь и голуби» были вполне себе успешной пьесой, написанной драматургом Владимиром Гуркиным. По словам автора, пьеса рассказывает о случае из жизни реальной семьи, жившей когда-то по соседству с его родителями.
Однако режиссёр Владимир Меньшов увидел в этой истории нечто большее, чем просто этюд в духе сельской прозы, – целое творческое исследование русского характера. И с ним сложно не согласится: речь персонажей, костюмы, – всё очень самобытное, и относится только к русской глубинке, перепутать с чем-то другим просто невозможно. Но неужели история о любовном треугольнике, усиленная противостоянием города и деревни, так уж уникальна и могла случиться только на просторах Сибири, где проживали реальные прототипы героев, или Карелии, где проходили съёмки фильма?
На самом деле нет. Во-первых, фильм, как известно, имел успех за рубежом: в 1985 году ему была присуждена премия «Золотая ладья» на Международном кинофестивале комедий в Торремолиносе (Испания), что значит, что тема уже как минимум понятна и за пределами границ бывшего Советского Союза. А во-вторых, подобная история уже разыгрывалась на большом экране. Было это в 1927 году, именно тогда мир увидел немой фильм «Восход солнца», однако сказать, что фильм «Любовь и голуби» является его ремейком, нельзя.
Да, в «Восходе солнца» семейное счастье деревенской четы проходит испытание в виде встречи с городской красоткой, которая охмуряет простого американского мужика. Но в американском варианте история весьма трагична: муж пытается убить жену, раскаивается, пытается убить любовницу, но после следует неожиданное счастливое воссоединение с супругой. Российская история на тему адюльтера совсем не драма, а мелодрама, да ещё и комедийная.
Голуби, как образ всего чистого и светлого в душе героев, подвергаются «опасности» на фоне всех жизненных неурядиц их хозяев и остаются невредимыми. Разлучница – Раиса Захаровна, которую играет Людмила Гурченко, – вовсе не хладнокровная обольстительница, а по-своему несчастная женщина, которая уводит мужа из семьи не забавы ради, а спасаясь от одиночества. Её образ не был прописан в пьесе, над его созданием работала сама Гурченко и, разумеется, Меньшов, и у них блестяще получилось создать тип хронически незамужней особы с портретом отца в кухне.
Образ Нади, временно оставленной жены, сыграла Нина Дорошина, та же актриса, что до этого исполняла эту же роль в пьесе. В отличие от героини фильма 20-х, эта героиня Меньшова олицетворяет собой не кротость, граничащую с глупостью, а настоящую страстную натуру, которая если плачет, то навзрыд, если любит, то до пронзительного визга.
Фильм «Любовь и Голуби» разбит на пять частей, которые названы «фигурами», как в танце кадриль, в котором предполагается параллельное движение двух пар. И вторая пара в фильме действительно есть – это дядя Митя (Сергей Юрский) и баба Шура (Наталья Тенякова). Собой они отображают некое предполагаемое будущее Васи и Нади, но, помимо аллегории, своим присутствием эти персонажи тоже участвуют в раскрытии русского характера. Их ругань, на пустом месте заканчивающаяся танцами с тяпкой, – не проблема их взаимоотношений, а их решение.
Не менее примечательны и образы детей Нади и Василия. Старшая дочь Люда, ещё одна жертва города, вернулась после неудачного брака с городским парнем; средний сын Лёня пошёл вспыльчивым характером в мать; а младшенькая Оля любит голубей и побаивается материной напускной строгости. Именно младшей достаётся больше всех: она переживает размолвку родителей тяжелее их самих, и ей приходится почувствовать на себе, что значит оказаться между двух огней. Несмотря на то, что это комедия, в фильме есть и по-настоящему драматические моменты, и в одном из них она как раз и участвует. Это момент, когда Надежда переживает уход мужа, лежа на кровати – она драматизирует, доводя окружающих до белого каленья обвинениями в ещё не совершенных «предательствах», а кончается всё опять «под аккомпанемент гармони» и погоней за дядей Митей.
Что касается технической стороны вопроса, работа по созданию фильма была не лёгкой. Натуру выбирали долго и мучительно, но это принесло свои плоды: пейзажи, пристань, домики и голубятня не выглядят по-киношному, а бередят душу искушённому городскому зрителю. Для съёмок использовались дрессированные московские голуби, создавшие не мало проблем для съёмочной группы, но на экране этого, разумеется, не видно.
Само по себе повествование в фильме, если присмотреться, немного намекает на его театральное прошлое: это и ведущий, объявляющий фигуры, и танцы местной самодеятельности, и сцена, в которой Василий, шагнув за дверь родного дома, сразу оказывается в водах Чёрного моря. Кстати, из-за «сомнительных» сцен с алкоголем фильм дважды перемонтировался, и в итоге из него исчезла сцена о распитии пива на пристани. Зритель увидел, как Василий так и не выпил пенного, а режиссёр показал, что в суматохе оставленное пивчанское прибрал к рукам один из односельчан.
Интересно, что фильм не сделал звёздами никого из второстепенных актёров. Для девчушки, исполнившей роль Оли, «Любовь и голуби» стал единственным опытом работы в кино, но для Дорошиной вышел наиболее успешным в карьере, а для звёзд Гурченко и Юрского стал украшением длинного списка успешных картин. Для Меньшова же фильм стал подтверждением «народности» – после картины «Москва слезам не верит», казалось, сделать что-то настолько же душевное невозможно, но «Любовь и голуби» доказали, что про русский характер рассказано далеко не всё.
Так в чём же секрет успеха? Почему «Любовь и голуби», одновременно простой и неповторимый, самобытный фильм до сих пор никто не решил переделать на современный лад? Наверное, секрет в характере, который есть у его персонажей, и который объединяет героев со зрителями.
Однозначно: фильм «Любовь и голуби» – не просто история одной провинциальной семьи, выстоявшей в борьбе за своё счастье, а действительно нечто большее. Он про честность, прощение, немножко про одиночество, а в целом – про семью, любовь и романтику, без лишнего антуража, когда всё по-настоящему, а именно настоящего всегда так не хватает.