Тюрьма в собственном теле
Ни для кого не секрет, что кинематографисты обожают снимать фильмы из серии «жизнь замечательных людей», особенно рассказывающие о судьбах страдающих гениев. Их можно понять, поскольку эти истории универсальны и могут угодить как простым зрителям, так и критикам. Первым интересно узнать что-то о знаменитом учёном/актёре/художнике/писателе, а вторые всегда могут оценить старания актёров и съёмочной группы. Насыщенная событиями и драматизмом жизнь исторических персон всегда предоставляет кинематографистам огромное поле для демонстрации собственных возможностей.
«Вселенная Стивена Хокинга» – это биографическая драма по мемуарам Джейн Хокинг «Путешествие в бесконечность: моя жизнь со Стивеном», рассказывающая о жизни и деятельности легендарного английского физика-теоретика Стивена Хокинга, сделавшего множество открытий в теории «чёрных дыр». Фильм начинается с момента его знакомства с будущей женой в Кембридже и далее демонстрирует основные этапы его жизни, в том числе и семейной. А жизнь эта была, мягко говоря, непростой, поскольку уже в начале 60-х у Хокинга начали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза (известного в англоязычных странах как «болезнь Лу Герига»), который превратит этот великий ум в прикованного к креслу инвалида с электронным голосом…
Когда речь идёт о подобных фильмах, приходится учитывать и тот факт, что, увы, жажда отхватить большую премию часто превалирует над вдохновением, и вместо желания создать настоящее произведение киноискусства (исключения вроде роскошной «Фриды» (2002), к сожалению, редки) у авторов большинства байопиков выходят добротные, но слишком прилизанные и правильные корзины для сбора наград, давящие скорее на манипулятивность сюжета и пафосно-картинные страдания, нежели на подлинный драматизм.
«Вселенную» поставил английский режиссёр Джеймс Марш, лауреат премии «Оскар» за документальный фильм «Канатоходец», и его новая картина шероховатостей не избежала. Кино оказалось в целом довольно стандартной и предсказуемо «заточенной» под премии историей о жизни несчастного гения, слишком ровной, местами «отполированной» и испытывающей явный недостаток глубины из-за тяготения режиссёра к конспективной манере повествования. Потенциально сильных сцен много, но стоит только-только их прочувствовать, как они тут же заканчиваются, и действие переходит к следующему эпизоду.
Однако у создателей картины, помимо не слишком сильного сценария, есть и другая сторона медали, положительная – и это душа. Не может не радовать, что авторы не стали впадать в пафосную мелодраму, заставляя актёров принимать на экране красивые позы и красиво страдать в камеру а-ля «Игры разума», и выбрали очень уместный в данном случае нарратив, а именно – тональность печальной лирики, сделавшей историю человечной и душевной, что отлично подчеркивается нежнейшей музыкой Йохана Йоханссона (заслуженный «Золотой Глобус»).
Игру номинированных на «Оскар» за главные роли Эдди Редмэйна и Фелисити Джонс сложно назвать гениальной, но они создали отличный дуэт, дополняя друг друга. В то время как Редмэйн должен был опираться больше на технику, пластикой и мимикой создавая похожесть образа, на Джонс ложилась ответственность на создание эмоционального персонажа с тонкими переживаниями.
В памяти картина вряд ли задержится надолго, но нежность и душевность, с которыми она создана (плюс очень приятный видеоряд) – далеко не самая малая заслуга, и некоторыми сценами она действительно может задеть за живое.
Вердикт: В целом переоценённое, часто восполняющее дефицит глубины сентиментальностью, но довольно приятное и душевное кино с достойными актёрскими работами и великолепной музыкой.
7 |
7 |
7 |