Холодный разум, горячее сердце
Время начала создания первых электронно-вычислительных машин, развития компьютерных технологий, разработки и внедрения в массы глобальной сети, принято называть временем информационной эры. Действительно, современное общество создало все предпосылки для того, чтобы на смену экономике производства пришла экономика оказания услуг. СМИ не только стали полноправным участником воспитания детей, но и постепенно всё более сосредоточили власть в своих руках (так называемая медиакратия), а с развитием социальных сетей общение и коллективное взаимодействие в большей степени перекочевало в виртуальное пространство.
Современные подростки всё чаще заводят новые знакомства и обмениваются информацией посредством популярных сервисов нового поколения. Конечно, можно долго спорить о том, имеет ли данное явление негативный окрас или же оно способствует качественному развитию социума. Но истина, разумеется, находится где-то посередине.
Термин «информация» произошёл от латинского слова informatio, что означает «ознакомление, разъяснение». Другими словами, информация – это конкретные сведения вне зависимости от вида их представления. Эти данные могут быть представлены в виде вкусовой информации, визуальной, текстовой, графической и так далее. В настоящее время информация стала предметом изучения всевозможных областей науки: информатики, философии, физики, математики, кибернетики, юриспруденции.
Во все времена одной из наиболее важных задач, связанных с информацией, была её защита. В настоящее время в странах Европейского союза для конфиденциальности информации используется несколько специальных директив и положений. Существует даже специальная конвенция «О преступности в сфере компьютерной информации», регулирующая действия национальных спецслужб в случае атаки на компьютерные сети и важные правительственные данные.
Прекрасно известна история Эдварда Сноудена – бывшего сотрудника ЦРУ и Агентства национальной безопасности США, – который передал прессе засекреченные данные о системе всеобщей слежки американских спецслужб за информационными коммуникациями между гражданами разных государств по всему миру при помощи существующих информационных сетей и сетей связи. Совсем недавно произошло другое – пусть и куда менее серьёзное – происшествие. Неизвестные хакеры взломали интернет-сервис iCloud (платное онлайн-хранилище данных – информации), на котором хранились тысячи фото известных личностей (в основном актрис и певиц) преимущественно в обнажённом или полуобнажённом виде. Событие имело достаточно широкий резонанс, за расследование взялось ФБР, но виновные до сих пор так и не были найдены.
Впрочем, защита информации приобрела важнейшее значение отнюдь не в начале XXI века, но ещё в прошлом столетии. Особенно важна она была во время Второй мировой войны, когда любая утечка информации грозила обернуться фатальными неудачами на поле боя. Гитлеровские силы пользовались в основном электромеханическими роторными машинами, которые могли обеспечить надёжную сохранность передаваемых данных. Данных, которые регулировали действия военных сил на фронте. Одной из самых значительных таких машин была машина под названием Энигма. До войны она использовалась в основном в коммерческих целях, но во время межнационального конфликта служила большим подспорьем Третьему Рейху в полевых условиях.
Машина представляла собой сложную комбинацию электрических и механических систем с автономным питанием. Внешне она напоминала обыкновенную пишущую машинку. Рабочий орган – три ряда клавиш из двадцати шести букв. Приспособление было оборудовано световой панелью, которая в том же порядке дублировала буквы клавиатуры. При шифровании каждая набранная буква преобразовывалась в другую, появлявшуюся на панели. Адресат, которому предназначалось послание, набирал на аппарате шифровальный код, а на панели видел тот текст, который ему предназначался.
В этом процессе были задействованы электрические импульсы, которые поступали с клавиатуры на световую панель. Но это теоретическое, предельно упрощённое определение принципов работы немецкой машины. На практике же механизм Энигмы был намного сложнее. Разумеется, союзники пытались взломать шифровальную машину фашистской Германии. Огромную роль в этом мероприятии сыграл Алан Тьюринг – видный английский математик, криптограф и логик.
Алан Матисон Тьюринг родился 23 июня 1912 года в Лондоне в чиновничьей семье. В возрасте 6 лет самостоятельно научился читать. Учился в престижной Шерборнской школе (поступил в возрасте 14 лет), в которой впервые ярко проявились его математические таланты. Вместе с тем успеваемость подростка по гуманитарным предметам была ужасающей. В 1931 году с успехом сдал экзамены в Кембриджский университет, где впоследствии защитил диссертацию и начал свои исследовательские изыскания.
В 1936 году в трудах Лондонского математического общества в статье «О вычислимых числах, с приложением к проблеме разрешимости» (On the Computable Numbers, with an Application to the Entscheidungsproblem, 1936) он ввёл новое понятие абстрактного эквивалента алгоритма (вычислимой функции), которое затем наименовали «машиной Тьюринга». Строго говоря, эта машина была предтечей современного компьютера, но в природе не существовала, так как являлась математической абстракцией. Но она фактически положила начало общей теории алгоритмов и сделала Тьюринга по-настоящему знаменитым.
Вторая мировая война застала математика за работой в Правительственной школе кодов и шифров – британской спецслужбе, обеспечивавшей защиту и конфиденциальность информации и участвовавшей в разведывательных операциях. Именно там Тьюринг и создал теоретическую базу для устройства, способного дешифровать Энигму. Электронно-механический аппарат носил название Turing Bombe.
[toggle title_open=»Интересные факты» title_closed=»Интересные факты» hide=»yes» border=»yes» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Read More» read_less_text=»Read Less» include_excerpt_html=»no»]ДАТОЙ РОЖДЕНИЯ ЭНИГМЫ можно считать 18 февраля 1918 года, когда немецкий инженер, изобретатель и предприниматель Артур Шербиус запатентовал шифровальную роторную машину. Основанная им 9 июля 1923 года корпорация Chiffriermaschinen Aktien-Gesellschaft довольно скоро начала массовый выпуск Энигмы.
МАШИНА ТЬЮРИНГА – АБСТРАКТНОЕ УСТРОЙСТВО. Оно представляло собой неограниченную с обеих сторон – фактически бесконечную – ленту, разделённую на равные ячейки и управляющее устройство, число возможных состояний которого конечно. Управляющее устройство могло перемещаться вдоль ленты вправо и влево по особым правилам перехода, читая и запоминая специальные числа конечного алфавита. Говоря простым языком, машина «перебирала возможные варианты расстановки символов (значений) и останавливалась тогда, когда находила верные». Эта формулировка не совсем точна, но более понятна в отличии от научной интерпретации машины Тьюринга, перегруженной специальными определениями и отсылками к различным математическим теоремам и гипотезам.[/toggle]
При работе над своим новым творением учёному очень помог опыт создания своей первой машины. Но Turing Bombe была не первым аппаратом для расшифровки немецкого устройства. Пионерами тут оказались поляки с их «криптологической бомбой». Но, к сожалению, она не полностью разгадывала загадки Энигмы (кодировка немецкой машины менялась каждый день), а потому требовалось другое, иное решение существующей проблемы.
Именно таким решением и стало детище Алана Тьюринга. Первый пуск Bombe состоялся 18 марта 1940 года. Машина состояла из 108 вращающихся электромагнитных барабанов и ряда нескольких вспомогательных блоков. Её вес составлял почти 2,5 тонны. Для каждого возможного значения символа, заданного положениями роторов, аппарат выполнял сверку с известным открытым текстом.
Основной принцип работы машины состоял в следующем: при некоторых уже известных значениях зашифрованных символов устройство методом подбора находило искомые значения остальных. Но что просто звучало в теории, нелегко создавалось на практике; на деле число возможных вариантов зашифрованного Энигмой текста исчислялось миллиардами. Во время военных действий был налажен её серийный выпуск, но после окончания Второй мировой выпуск Turing Bombe на постоянной основе был прекращён за ненадобностью.
Работу над своим детищем Тьюринг вёл на закрытой базе Блетчли-парк, находившейся в графстве Бэкингемшир. Алан Тьюринг был непростым человеком. Его сложный характер, помноженный на напряжённость рабочего процесса, не раз создавал преграды на пути к достижению основной цели его группы. Во время своих исследований Тьюринг однажды даже был на грани ареста. Его подозревали в шпионаже в пользу Советского Союза, но в итоге всё кончилось благополучно, и учёный – не без помощи самого Черчилля – был оправдан.
Центральное место в жизни англичанина – проблемы, связанные с его ориентацией. Несмотря на наличие жены Джоан, широко известен факт о его гомосексуальных связях. Необычные наклонности Алана проявились ещё в школьные годы. Там он встретил Кристофера Моркома – другого одарённого одноклассника, – к которому проникся нежными чувствами (впоследствии именно ему он посвятил Turing Bombe). Но дружба молодых людей прервалась 13 февраля 1930 года, когда Морком в юном возрасте скончался от туберкулёза. Под давлением социума Тьюрингу приходилось скрывать своё истинное лицо, хотя его жене было прекрасно известно о сексуальных предпочтениях мужа.
После окончания Второй мировой физик работал в лаборатории, где под его руководством был создан первый в мире компьютер с хранимой в памяти программой. Тьюринг не ограничивался лишь точными науками: в 1947 году тридцатипятилетний мужчина занял пятое место на традиционном Всеанглийском марафоне. Спустя четыре года – в 1951 году – Тьюринг был избран членом королевского научного общества.
В 1952 году дом учёного был взломан, а в процессе судебного разбирательства случайно вскрылись подробности сексуальной жизни Тьюринга, которые он предпочитал хранить в тайне. Пуританские нравы, царившие в то время в Британии, сделали своё дело, и в результате по решению суда он был обязан сесть за решётку или подвергнуться процедуре химической кастрации (инъекции женского гормона эстрогена). Выбрав второй вариант, Тьюринг лишился доступа к секретным материалам Департамента кодов Национальной физической лаборатории Великобритании и впал в депрессию.
Примерно через год – 8 июня 1954 года – Алан Тьюринг был найден мёртвым в своём доме. Причина смерти – отравление цианидом. До сих пор не выяснено, было ли отравление суицидом или же математика отравили недоброжелатели. 10 сентября 2009 года Премьер-министр Великобритании Гордон Браун принёс публичные извинения за те действия, которым был подвергнут Тьюринг.
Безусловно, яркая и насыщенная событиями жизнь Тьюринга представляла интерес не только для библиографов и историков, но и для кинематографистов. Так, в 2001 году в прокат вышла лента под названием «Энигма», поставленная по одноимённому роману Роберта Харриса. По большому счёту лента сфокусировалась на противодействии британцев немецкой супермашине – Энигме, по касательной задев личность Тьюринга. Фильм не стал большим событием, но произвёл благоприятное впечатление на критиков и неплохо заработал в прокате.
Вскоре возникли слухи об интересе к персоне Тьюринга крупной голливудской студии – Warner Bros. «Уорнеры» купили права на биографический роман Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма». Книга представляла собой жизнеописание Тьюринга в момент создания Turing Bombe с некоторыми отсылками в ретроспективу. Сам Ходжес – тоже математик – является видным активистом по борьбе за права геев, потому совсем неудивителен был его интерес к персоне логика и криптографа.
Первоначально Warner Bros. в образе Тьюринга хотели видеть Леонардо ДиКаприо, и планировалось, что именно звезда «Волка с Уолл-стрит» и «Начала» станет ведущим локомотивом проекта. Но, как это часто бывает, договориться с актёром не получилось, и студии пришлось искать другого. Но сначала предстояло утвердить постановщика.
Некоторое время ходили слухи, что эту работу могут получить Дж. Блэйкстон («Исчезновение Элис Крид») или Рон Хауард («Игры разума», «Подмена»). Но уже в феврале 2012 года стало известно, что режиссёрское кресло достанется Мортену Тильдуму – норвежцу, автору эффектного европейского триллера «Охотники за головами». Для Тильдума «Игра в имитацию» стала англоязычным дебютом.
Ключевой образ Алана Тьюринга после закрепил за собой Бенедикт Камбербэтч. Англичанин прекрасно известен своими яркими ролями в кино, но работа в фильме Тильдума – пожалуй, его первый реальный шанс заслужить всеобщее признание. Кира Найтли стала женой математика – Джоан Кларк, – которая помогала мужу в его работе над Turing Bombe. Чарльз Дэнс («Игра престолов») исполнил роль командира Аластера Деннистона, проводившего собеседование Тьюринга в Блетчи-парк. Марк Стронг («Шерлок Холмс», «Шпион, выйди вон!») перевоплотился в генерал-майора Стюарта Мензиса, одного из руководителей британской разведки того времени.
Образ молодого Тьюринга взял на себя Алекс Лотер – дебютант в большого кино, а Мэттью Гуд («Одинокий мужчина», «Хранители») сыграл Хью Александера – одного из коллег учёного во время его работы в Блетчи-парк. Личину Джона Кернкросса – офицера британской разведки – примерил Аллен Лич, более всего известный зрителю по телесериалам «Аббатство Даунтон», «Рим» и «Тюдоры». Роль Кристофера Моркома была отдана Джэку Бэннону, недавно засветившемуся в «Ярости» Дэвида Эйра.
В соответствии с трудом Ходжеса, сюжет ленты сосредоточен на изобретении Тьюрингом дешифровальной машины. Но также в картине будут флэшбеки в студенческие и школьные года главного героя, и нам покажут трагедию, произошедшую с ним после окончания Второй мировой.
Съёмочный процесс «Игры в имитацию» стартовал 15 сентября 2013 года, а завершился 11 ноября того же года. В качестве локаций для работы над проектом была выбрана Англия: Блетчи-парк и бывшая школа Тьюринга в Шерборне. Также команда Мортена Тильдума посетила Чешем (Бакингемшир) и графство Оксфордшир.
В июне 2014 года к проекту присоединился французский композитор Александр Депла («Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II», «Король говорит!»). Музыкальное оформление картины было создано совместно с Лондонским симфоническим оркестром на Abbey Road Studios в Лондоне.
8 октября прошлого года «Игра в имитацию» открыла 58-й Лондонский кинофестиваль, а незадолго до этого – в августе – была презентована на кинофестивале Telluride Film, где сорвала бурю аплодисментов. Также фильм стал одним из лидеров по числу номинаций на «Золотой глобус»: у картины их было пять, включая «Лучший драматический фильм», «Лучший актёр» и «Лучшая актриса второго плана» (Кира Найтли), однако она осталась без наград.
[toggle title_open=»Интересные факты» title_closed=»Интересные факты» hide=»yes» border=»yes» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Read More» read_less_text=»Read Less» include_excerpt_html=»no»]В ФИЛЬМЕ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ТОЧНАЯ КОПИЯ МАШИНЫ ТЬЮРИНГА, которая в настоящее время находится в музее в Блетчли-парк. Художник-постановщик Мария Джуркович говорит, что аппарат в их фильме выглядит более кинематографично, чем оригинал. Но это было сделано с целью более удачного визуального представления устройства.
ПРЕМЬЕРА КАРТИНЫ БЫЛА ПРИУРОЧЕНА к празднованию столетнего юбилея Алана Тьюринга, который по версии британской радиостанции «Би-би-си» был включён в список «100 величайших британцев» (математик занял почётное 21-е место; первым стал сэр Уинстон Черчилль).[/toggle]
Создатели «Игры в имитацию» придумали интересный способ пиара своего проекта. Официальный сайт фильма theimitationgamemovie.com предлагает посетителям доступ к эксклюзивному материалу. Но для того чтобы его разблокировать, необходимо решить несколько хитроумных кроссвордов. Не отстала от этой идеи и компания Google. Они объявили конкурс The Code-Cracking Challenge, суть которого свелась к взламыванию специального кода. Самым удачливым пользователям были вручены памятные подарки. А New York Times перепечатала кроссворд 1942 года, который впервые был опубликован в The Daily Telegraph во время Второй мировой. Самые везучие конкурсанты в качестве приза получили возможность поездки на двоих в Лондон и небольшой тур-экскурсию по Блетчи-парк.
Фильм Мортена Тильдума – не ода непризнанному гению, не история об очередном изгое, но рассказ о живом человеке со всеми его достоинствами и недостатками, причудами и слабостями. Судьба в прокате у подобных картин зачастую оказывается непростой, а путь к карману зрителя – тернистым. Однако к настоящему моменту «Игра в имитацию» уже вышла в международный прокат и успела заслужить массу хвалебных отзывов.
Фильм является одним из фаворитов в борьбе за «Оскар» в нынешнем году, а Бенедикт Камбербэтч попал в пятёрку кандидатов на премию в номинации «Лучшая мужская роль». И это уже значительное достижение создателей, сумевших сделать из сухой и малоэмоциональной, казалось бы, истории фонтанирующий энергией байопик, заинтересовавший не только завзятых киноманов, но и простых обывателей.
В российском прокате с 5 февраля
[box border=»full»]