Не подвигом единым
Как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое. Поэтому неудивительно, что раз в несколько лет, а то и чаще, на экраны выходят интерпретации приключений всем известных героев. «Геракл» занимает в этом ряду место, которое, увы, не назовёшь почётным, но и на звание неудачника года, как это было с его собратом «Гераклом: Началом легенды» фильм не тянет.
Мифы Древней Греции в наше время представляют собой просто кладезь уже готовых сюжетов, чем многие студии и пользуются… Легенда о полубоге Геракле, сыне Зевса, и его двенадцати подвигах – одна из самых популярных в мире историй. Родившись, Геракл (Дуэйн Джонсон) уже обладал такой силой, что задушил змей, посланников Геры. Взрослея, он лишь становится сильнее и справедливей, чем явно не мог похвастаться его царственный трусливый брат Эврисфей (Джозеф Файнс), который направил его совершить двенадцать подвигов, дабы умилостивить богов. Но что стало с героем после их успешного завершения?..
Режиссёр Бретт Рэтнер решил пойти по непротоптанной дорожке и показать Геракла по большей части не полубогом, а человеком. Щедрой рукой сыпанув брутальности Джонсона, харизмы и немного чёрного юмора его спутников – да, у Геракла есть спутники! – и приправив экшен капелькой безумия главного героя, он слепил фильм настолько предсказуемый в первой его половине, насколько это вообще возможно. Самим же подвигам уделено целых пять мнут, которые служат вступительным роликом «для галочки». И даже разномастная компания Геракла, среди которых можно отметить амазонку Аталанту (Ингрид Больсё Бердаль), Автолика (Руфус Сьюэлл), Амфиария (Йэн МакШейн), а также работодателя царя Котуса (Джон Хёрт) не спасают ситуацию. Вторая половина фильма хоть как-то может оправдать потраченные полтора часа, да и то с натяжкой.
Дуэйн Джонсон давно и безуспешно пытается заменить Шварценеггера в жанре боевиков, но поигрывание мускулами и улыбкой пока этот титул ему не принесли. Всё же роль Геракла одна из лучших в копилке актёра – здесь он волосат, пафосен и молчалив. Подобное разнообразие играет ему только на руку, но всё-таки своего персонажа актёр не вытягивает, и только на фоне команды Геракл становится хоть сколько-нибудь объёмным. Крик «не верю!» то и дело срывается с губ, но, надеясь на лучшее, ленте даёшь ещё один шанс.
Сделав из Геракла наёмника, дерущегося за деньги, Рэтнер ощутимо повлиял на весь фильм, переведя его в плоскость банальных человеческих разборок в одном далёком царстве. Драматическая составляющая с писком оказалась задавлена показной брутальностью, которая, к сожалению, вышла несколько надуманной; отвечающая за эротику Ирина Шейк, сыгравшая, или точнее, мелькнувшая в образе жены Геракла Мегары, произнесла пару слов, представив главного героя в образе накачанной Скалы с благородными порывами и любовью к детям. И всё это – зыбкие штрихи портрета главного героя, чья основная задача – кричать и крушить.
Искать здесь потуги на эпичность, как в «Битве титанов», или некоторую философию, как в «Трое», бесполезно. И даже фэнтезийной составляющей здесь почти нет. Поманив зрителей мифологией, Рэтнер в результате сделал просто средненький приключенческий фильм в исторических декорациях. Жаль, конечно, но после такого, уже второго пролёта с мифом о сыне Зевса, невольно задумываешься: а не лучше ли Гераклу вообще было оставаться в сериальном формате?