– Не о чем волноваться: смотри, ты в Париже, в Тюильри, у тебя в руках шары, моросит летний дождь – ты просто обязана быть счастлива.
Фотограф модного журнала Дик Эвери (Фред Астер) хочет найти принципиально новую модель для съёмок. Во время фотосессии в книжном магазине Гринвич-Виллидж он знакомится с Джо Стоктон (Одри Хепберн).
Она – простая продавщица, которая любит философию и ненавидит всё, что связано с фэшн-индустрией. Но Эвери уговаривает девушку поехать вместе с ним в Париж, чтобы стать фотомоделью для журнала.
Джо соглашается, как только узнаёт, что может встретиться со своим любимым философом Эмилем Флостром (Мишель Оклер). Оказавшись в столице Франции, мисс Стоктон начинает влюбляться в мир моды… и в Дика.
Стэнли Донена называют королём мюзикла. Это одновременно и правда, и вымысел.
С одной стороны, маститый голливудский постановщик снял такие влиятельные музыкальные картины, как «Королевская свадьба», «Поющие под дождём», «Семь невест для семи братьев», «Всегда хорошая погода».
С другой – после того, как в конце 50-х мюзиклы стремительно начали терять былую популярность, Донен занялся разработкой лент других направлений. Это были мелодрамы («Милый сэр», «Трава зеленее»), триллеры и шпионские фильмы («Шарада», «Арабеска»), роуд-муви («Двое в пути») и даже космическая фантастика («Спутник 3»). Успел мэтр приложить руку и к популярному в 80-е сериалу «Детективное агентство «Лунный свет», в котором одну из первых заметных ролей сыграл Брюс Уиллис.
Но тогда почему Донена в первую голову называют мастером музыкального жанра?
На самом деле всё просто. С юных лет будущий режиссёр брал уроки танцев. Он был усерден в этом деле и, кроме прочего, проявлял недюжинный талант. Было у маленького Стэнли и ещё одно увлечение – кино. Оно оказалось для него и любовью, и отдушиной.
Южная Каролина 20-30-х годов слыла не лучшим местом для евреев. Тем более для евреев-интеллектуалов. Над Стэнли издевались одноклассники, и потому тёмный зал кинотеатра превращался для мальчугана в место, где он мог забыться и ненадолго превратиться в справедливого короля, отважного мстителя-одиночку, крутого танцора, горячего героя-любовника.
За своё детство будущий автор «Арабески» и «Маленького принца» пересмотрел тысячи постановок. Особенно запал ему в душу «Полёт в Рио» – музыкальная комедия со знаменитым танцевальным дуэтом Фред Астер – Джинджер Роджерс.
Знал бы тогда Донен, что спустя восемнадцать лет он сам снимет фильм с Астером в одной из главных ролей!
Ещё одна совместная работа двух мастодонтов жанра – «Забавная мордашка».
Фильм о высокой моде (хотя, конечно же, не совсем о ней… или совсем не о ней) собрал удивительный состав – компанию Донену и Астеру составили Одри Хепберн и Кей Томпсон. Последняя не слишком известна, но это никак не умаляет её достоинств. Томпсон была писательницей, успешной певицей, танцовщицей и актрисой. Созданный ею образ своеобычной и фривольной редакторши модного журнала ничуть не менее интересен, чем персонажи более титулованных Астера и Хепберн.
Впрочем, обо всём по порядку.
«Забавная мордашка» – экранизация одноимённого бродвейского мюзикла. Главную роль в оригинале тоже играл Фред Астер. Но, несмотря на это, сюжет фильма кардинальным образом отличается от сюжета первоисточника. Картина Донена сохранила лишь четыре песни театральной постановки. Их авторы – прославленные братья поэты-песенники, композиторы Айра и Джордж Гершвины.
Ещё на начальных стадиях разработки было решено больше полагаться на другой бродвейский мюзикл – «Свадебные колокольчики». Его написал драматург Леонард Герш. Первоначальное название «Забавной мордашки» – «День свадьбы», что отсылает нас к одной из сцен произведения Герша.
Для Хепберн картина Донена стала первым мюзиклом в карьере (за ней спустя семь лет последует «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора). Актриса отказалась от дублёрши и самостоятельно исполнила все вокальные партии. Хепберн поёт сольную «How Long Has This Been Going On?», исполняет дуэт с Астером «’S Wonderful» и совместную с Томпсон «On How to Be Lovely», а также принимает участие в трио с ними же в «Bonjour, Paris!».
Очень кстати оказалась танцевальная подготовка Хепберн – в молодости будущая кинозвезда профессионально занималась балетом.
Имея такой бэкграунд, а также уже снявшись к тому времени в «Римских каникулах», «Сабрине» и «Войне и мире» актриса была мгновенно утверждена на роль строптивой Джо.
Не было необходимости долго выбирать и актёра-мужчину. Выбор пал на Астера. Во-первых, он играл в оригинальной постановке. Во-вторых, к тому времени артист считался состоявшейся звездой музыкального жанра. Но Астер был старше Хепберн на тридцать лет! С другой стороны, почти все экранные партнёры актрисы оказывались значительно старше её, и это не особенно смущало студийных боссов.
Так, Билли Уайлдер («Двойная страховка», «Сансет Бульвар», «В джазе только девушки», «Квартира») говорил, что разница в возрасте Хепберн и её экранных партнёров никогда не была большой проблемой. Всё решала хорошая работа гримёров, удачно выставленный свет и работа оператора.
Но всё же вопрос возраста нельзя было полностью отбросить в сторону. Ведь Астеру к моменту начала съёмок было уже 57 лет. Это не слишком много для актёра разговорного жанра, но уже немало для того, кто постоянно занят энергичными телодвижениями в кадре.
В те годы Астер действительно приближался к закату карьеры и, пусть фильм Донена и не стал для него последним, в последующем звезда «Давайте потанцуем», «Бродвейской мелодии 40-х» и многих других лент всё больше отдавала предпочтение телевидению и далёким от музыкального жанра проектам.
И потому совместная с Хепберн работа стала для актёра испытанием. Он очень переживал из-за возраста, хоть и старался этого не показывать! Из-за этого периодически срывался прямо на съёмочной площадке, но и Донен, и Хепберн отнеслись к этому стоически.
Кроме этого, не стоит забывать контекст времени. «Забавная мордашка» подоспела очень вовремя. Мюзиклы, хоть и растеряли значительную часть своей былой славы, в 50-60-е обрели второе дыхание благодаря приходу в кино стереозвука и широкоформатной съёмки. Кроме того, произведённая «Оклахомой» революция заметно изменила жанр.
До 1943 года, когда постановка Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна была представлена на подмостках Бродвея, танцевальные и музыкальные номера мюзиклов как бы существовали независимо от основного сюжета, по существу просто развлекая зрителя.
После премьеры «Оклахомы» всё изменилось. Теперь танцы и песни, как правило, были неотделимы от основного сюжета, в наиболее полном виде раскрывая путь героев. Примечательно, что апологетом выдвинутых Роджерсом и Хаммерстайном идей на больших экранах стал как раз Астер. Кстати, ему приписывают и ещё одну инновацию. Актёр способствовал вводу в оборот статичной камеры при исполнении продолжительных, снятых длинными планами танцевально-музыкальных сцен. Да, подобная практика существовала и до него, но именно Астер её во многом популяризировал и возвёл в канон.
К тому же мюзиклы тех лет всё больше и больше обращались к общественно-политическим темам и непростым социокультурным проблемам. И хотя постановка Донена лишь очень опосредованно следовала этому направлению, она стала большим киноявлением, хоть фактически и провалилась в прокате.
«Забавная мордашка» в необычном свете показала мир высокой моды. Она прошлась по модельному бизнесу, отнесясь к нему с пародийной точки зрения. Жанр обязывал – ведь мюзикл, в отличие от своих дальних родственников оперетты и оперы, был развлекательным направлением, лёгким и не обязывающим к глубоким размышлениям.
Чтобы герои истории выглядели объёмнее, к проекту были привлечены знаковые для своих областей люди.
Так, прототипом Эвери стал легендарный фотограф-портретист Ричард Аведон. Успевший поработать за свою эпохальную карьеру с Harper’s Bazaar, Vogue и другими популярными журналами, он также известен как непревзойдённый мастер документальной фотографии.
Аведон в фильме Донена не только выступил консультантом, но и сам сделал несколько фотоснимков Хепберн. В итоге они вошли в ленту как оформленные персонажем Астера.
А ещё в фильме появилась популярная американская фотомодель Довима. Для неё «Забавная мордашка» стала дебютом в кино. Довима пыталась построить успешную карьеру в Голливуде, но у неё это не получилось – после картины Донена она снялась во второстепенных ролях лишь в четырёх сериалах.
Была и ещё одна персона, которая очень помогла Донену. Это Диана Вриланд – крайне влиятельная фигура в глянцевой прессе XX века. Она стала прооброзом для героини Томпсон.
Мир моды в «Забавной мордашке» был показан не столько правдиво, сколько комедийно. Обязывал и жанр лирической комедии, и выбранный Доненом совместно со сценаристом вектор. Леонард Герш адаптировал собственный мюзикл, и вышло это у него до такой степени хорошо, что в конечном счёте специалист получил номинацию на «Оскар».
«Забавная мордашка» очевидно симпатизирует героям Томпсон и Астера. Их работа здесь романтизируется, а острые углы почти всегда сглаживаются. Конечно, можно было бы изящно, всего несколькими осторожными штрихами обозначить самые известные проблемы отрасли: объективацию женщин, острый цинизм её членов, специфическую профдеформацию, погоню за трендами и прибылью.
Но не стоит забывать, что фильм создавался 70 лет тому назад. Это было время, когда женщины с новой силой начинали борьбу за сексуальную свободу и карьерные возможности. Однако всё ещё существовавшие в те годы многочисленные ограничения заметно влияли на общество в целом. И это не могло не сказаться на Герше – он вписывал свою историю в стандарты того времени.
Но авторы фильма концентрировались и на другом противостоянии. Их занимали голливудский и европейский подходы к созданию историй. Ведь конец 50-х – это время зарождения французской новой волны и подъём интереса к авторскому европейскому кино.
Занимательно, как «Забавная мордашка» эксплуатирует эти темы. Хорошо это заметно по сценам столкновения Эвери и Стоктон с профессором Флостером, в особенности – по эпизодам в парижском кабаре. В них Донен демонстрирует превосходство американцев над европейцами и по-доброму смеётся над последними.
Ещё больше динамики происходящему придают танцевально-музыкальные номера, которые и семь десятилетий спустя смотрятся свежо и интересно. Фред Астер изящно двигается в кадре, составляя неплохой дуэт с Одри Хепберн. Лучший момент для оценки возможностей звезды – сольный танец актёра в подсвеченном вечерними фонарями парижском дворике.
Под стать исполнителям работа Рэя Джуна, также, как и Герш, номинированного на «Оскар». Снявший «Доктора Эрроусмита» для Джона Форда, «Варварское побережье» для Уильяма Уайлера и Ховарда Хоукса кинематографист, как и персонажи полотна, «танцует» вместе с камерой по съёмочной площадке, пристально вглядываясь в лица Хепберн и Астера, становясь для зрителя проводником в величественный мир высокой моды и высоких нравов.
Во многом благодаря харизме и обаянию ведущих актёров, песням братьев Гершвин и успешно адаптированной истории Герша «Забавная мордашка» получилась энергичным, смешным и в меру трогательным мюзиклом. Она не вошла в число лучших жанровых постановок прошлого века, но безусловно стала ярким явлением своего времени и смогла не затеряться с годами.
А это ли не признак высокого качества?