Свадьбу юной богачки Марианны прерывает визит бывшего слуги, который скромно просит одолжить ему крупную сумму на операцию жены. Кто-то из членов семьи бросает старику копейки, надеясь, что он побыстрее уйдёт и не будет портить веселье. Доброту проявляет только сама Марианна: она решает помочь пожилому мужчине и отправляется к нему домой, чтобы лично отвезти его супругу в больницу.
С отъездом девушки в доме начинается сущий кошмар – на территорию особняка проникают оппозиционно настроенные мятежники, презирающие «зажравшихся богачей», и устраивают настоящую кровавую бойню. Но это вовсе не означает, что Марианне повезло – некоторое время спустя и ей придётся испытать на себе весь тот ужас, который принёс с собой «новый порядок»…
Кинохиты последних лет всё чаще ломают привычные схемы классовых взаимоотношений в современном социуме. «Оскароносные» южнокорейские «Паразиты» привнесли струю свежей крови в классическую формулу противостояния богатых и бедных, наглядно объяснив нам, что и зажиточные люди вовсе не такие «отвратительные, грязные, злые», и бедняки порой никакие не «униженные и оскорблённые», ну а «Джокер» окончательно популяризовал противоречивый образ «народного бунтаря». Упоминания этих фильмов неслучайны, именно с ними сразу в первую очередь хочется сравнивать брутальную антиутопию Мишеля Франко «Новый порядок», удостоенную двух призов на МКФ в Венеции, включая Особый приз жюри.
Сам режиссёр не скрывал, что источник вдохновения оказался совсем рядом – в родной стране: «Более половины населения мира живёт в бедности, тогда как небольшая часть богата и владеет большинством ресурсов. Этот тревожный контраст беспокоил меня, ещё когда я только рос в Мексике – в стране, в которой поляризация особенно заметна. Неравенство повсюду. Мир далеко не в первый раз сталкивается со столь несоразмерным распределением доходов. Так сложилось исторически. Я задумал «Новый порядок» шесть лет назад. Сегодня я считаю этот фильм своего рода предупреждением: если неравенство не решается гражданскими средствами, а голоса несогласных заглушаются, наступает хаос».
Мишеля Франко, как режиссёра и сценариста в одном лице, не хочется ругать за достаточно простую драматургию или высокий уровень жестокости и бескомпромиссности многих эпизодов, поскольку сюжетно это вполне оправдано. Тем более что Франко отлично нагнетает напряжение минимумом средств и, потчуя зрителя лёгким аперитивом – ощущением неуловимо надвигающейся беды, – переходит к накаливанию эмоций добела. Он чередует эффектные, почти постапокалиптические мизансцены с откровенной жестью и более изящным символизмом вроде сопоставления красного брючного костюма Марианны с зелёной краской, разбрызгиваемой оппозиционерами.
О чём с ним хочется поспорить, так это о способе подачи центрального классового конфликта. То ли Франко делал это намеренно, то ли у него неважно с акцентами, но складывается чувство, что богачам он всё-таки симпатизирует больше. Зажиточные люди преподнесены гораздо человечнее всех остальных – их образы более положительны, нюансированы и раскрыты, в то время как митингующая оппозиция представлена толпой одномерных зверствующих подонков и скотов, которым ничего не стоит убивать беременных женщин и стариков, насиловать, воровать и бесчинствовать, доказывая, что вся их отчаянная борьба за искоренение бедности – лишь популизм и демагогия.
Вот что об этом говорит сам режиссёр: «”Новый порядок” немногим отличается от окружающей нас реальности. Коррумпированные правительства исторически отвечали на протесты диктаторским насилием. Если люди, облечённые властью, не изменят ход событий, возможно, вскоре мы окажемся в ситуации тотального хаоса. В последнее время не только активисты, которые и так постоянно этим занимаются, но и значительная часть общества присоединились к протестам против всех видов несправедливости. «Жёлтые жилеты» во Франции, социальные протесты в Гонконге и Чили, движение BLM – это лишь несколько недавних примеров того, насколько недовольно общество».
Здесь закрадывается мысль, что, скорее всего, для Франко любое агрегатное состояние современного мира негативно. Бедность – плохо, пир богатых во время чумы – плохо, диктатура военных и поголовная милитаризация – ещё хуже, революция и народные бунты – вообще кошмар, ибо вместо торжества справедливости в страну придут фашизм и анархия, а вот расставит ли время всё по своим местам – большой вопрос, причём риторический.
Такой исключительно пессимистичный взгляд режиссёра тоже имеет право быть, учитывая огромное количество роковых событий, случившихся за последнее время – включая пандемию и массовые протесты с беспорядками. Но полностью принимать его позицию не получается, поскольку от демонстрируемых событий хочется более веских доводов.
Но, с другой стороны, такая шоковая терапия, тем более, очень качественно поставленная и сыгранная, определённо заставляет поразмыслить. Особенно зрителей, что наблюдают за редкими положительными персонажами, безжалостно попадающими «под раздачу». В голове сразу зреет неутешительный вывод: от хороших людей, как и от многих других, в любой разрушительной мясорубке не останется и мокрого места.