Очаровательная Фанни (Лу де Лааж) встречает осень в Париже. Кажется, у неё есть всё для счастья: работа в престижном аукционном доме, верные друзья и состоятельный любящий муж Жан (Мельвиль Пупо).

Но случайная встреча с бывшим одноклассником Аленом (Нильс Шнайдер) заставляет Фанни задуматься над тем, не совершила ли она фатальную ошибку.

Забыв о чести и достоинстве, Вуди Аллен пускается в рискованную авантюру, получает воздаяние, которое очень скоро превращается в порицание, и при помощи счастливой случайности восстанавливает справедливость.

Но, постойте, какое отношение всё это имеет к новому фильму автора «Манхэттена» и «Энни Холл»? Дело в том, что «Великую иронию» можно воспринимать как метафорический портрет самого Аллена.

Действительно, уже в прологе обозначается: Фанни без ума от Нью-Йорка, любимого города режиссёра, и однажды мечтает туда вернуться. Женщина сумела сохранить в себе очарование юности, её глаза всё ещё блестят, но обстоятельства не дают Фанни раскрыться, стать самой собой. Однако очень быстро выясняется, что любовь близких не такая бескорыстная и беззаветная, как можно было бы подумать.

Интересно, что на сей раз проводником идей режиссёра, его альтер эго стала женщина. В последние годы эту роль играли преимущественно мужчины: Тимоти Шаламе в «Дождливом дне в Нью-Йорке», Джесси Айзенберг в «Светской жизни», Оуэн Уилсон в «Полночи в Париже». Обаятельный неудачник-неврастеник был привычной фигурой на шахматной доске Аллена.

Героиня прекрасной Лу де Лааж максимально далека от этого образа. Фанни сочетает в себе изящную женственность и готовую прорваться сквозь однообразные серые будни цветущую молодость. А уже было утерянное чувство беззаботности ей дарит явившийся словно бы из ниоткуда Ален.

В персонаже Пупо легко угадать коллективного обвинителя, фанатичного пуриста и морального камертона в одном лице. Того самого, который, прикрываясь всепроникающей участливостью и заботой, судит других.

Но любит ли Жан свою супругу по-настоящему? В чём он её обвиняет? И обвиняет ли? Ответом на эти вопросы остаётся многозначительное многоточие.

Но на самом деле ничего странного в таком экивоке нет. Громкие скандалы, в которые в последнее время попадал постановщик, отразились на его творчестве. А нежный, грустно-восторженный взгляд в прошлое совсем не кажется необычным для человека, которому в этом году исполняется восемьдесят восемь лет.

Поэтому Аллен наполняет «Великую иронию» ностальгической атмосферой. Разговоры Фанни и Алена о днях минувших, их настойчивое желание вернуться в счастливое прошлое – неприкрытая отсылка именно в эту сторону.

Впрочем, если отбросить все аллюзии и метафоры, картина окажется тривиальной, хоть и захватывающей трагикомической историей о скоротечном адюльтере. Исследуя вопросы любви, ревности и измены, режиссёр открывает для нас поэтичный, безмятежный, словно живущий только по выходным Париж.

Конкретные места почти не имеют значения – важнее нюансы: запахи мокрых листьев и крепкого кофе, которые едва не просачиваются с экрана в зрительный зал, ощущение покоя и умиротворённости, которая дарит уютная мансарда Алена, хруст страниц маленьких книжных томиков Фанни, приглушённый свет в малолюдном ресторанчике.

Сюжет противоречит тому, что мы видим. В его основе – ординарная история о том, что ничего вечного не бывает, а любой союз рано или поздно распадается.

Если отбросить в сторону романтическую составляющую, перед нами окажется триллер, в котором все чеховские ружья (в прямом и переносном смыслах) обязательно выстрелят. Не зря же оригинальное название фильма можно перевести как «счастливый случай» или «удача».

Погружению в историю как нельзя лучше способствует подвижная камера легендарного Витторио Стораро. Верный соратник Бернардо Бертолуччи, Карлоса Сауры и Фрэнсиса Форда Копполы добавляет напряжённой истории лёгкости и хмельного сарказма. Этой же цели служит перманентно звучащий за кадром неторопливый ненавязчивый джаз.

Вполне возможно, «Великая ирония» – последний фильм в блистательной фильмографии Вуди Аллена. Это далеко не лучшая картина мастера, но одна из самых значимых на его позднем этапе карьеры. Карьеры, которая включила в себя взлёты и падения, радости и невзгоды. Всё самое запоминающееся позади. Осень на исходе. Впереди зима.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here