На Гётеборгском кинофестивале в этом году оказалось невиданное количество датских фильмов в количестве аж 9 штук. «Фабрика тортов» – один из них. Определили его в секцию «Nordic Light», а значит, зрителя ждёт что-то трогательное. Корень слова верен – тронет всех, точнее затронет, ведь в нём проблемы всех и вся: феминизма, расизма, телесного характера и далее по списку.
Уже не первое десятилетие иммигрантский вопрос остается насущным в Скандинавии. Кто-то готов принимать гостей, кто-то наотрез отказывается. И всё бы ничего, если бы вторым теперь повсеместно не закрывали рты за неэтичные, националистические взгляды. Но прийти к чему-то общему пока не удаётся, представители разных партий занимают диаметрально противоположные друг другу взгляды, как, собственно, и кинематографисты. Ходят по тонкому льду мира новой этики, где треск – предвестник отмены, и, кажется, ничего не боятся.
Вот и театральный режиссёр Кристиан Лоллике решил дебютировать в кино по-серьёзному, с повесткой, но обезопасил себя уже отработанным сценарием. «Фабрика тортов» – пьеса его собственного сочинения, поставленная в театре в 2013 году и попавшая на широкие экраны сегодня.
В описании не фигурирует ничего на злободневную тему, разве что сразу ясно: главный герой переживает тяжёлые времена, как и весь мир сейчас. Но ни слова о старом-новом, коренном-иностранном.
Владелец кондитерской фабрики Нильс (Николас Бро), перешедшей ему по наследству, вот-вот потеряет и её, и себя. Пирожные не радуют людей, а его – собственная жизнь. Запущенный вид владельца отражает состояние и самой фабрики, и его сотрудников. Цехи ветшают, а кадровый состав зеркалит облик руководителя – носителя очков с пышными телесными формами.
На гране краха, эмоционально истощенный Нильс уже не в состоянии придумать что-то новое и делегирует креатив дочери и её мужу – людям новой формации, предлагающим перейти на бессахарное производство. И фабрика начинает худеть во всех смыслах – персонал обязан сбрасывать килограммы, а деньги так и не появляются. Общественность уже не реагирует на ЗОЖ, потому что это не ново, а на современную повестку оно готово реагировать и покупать. Кажется, межнациональные сладости, созданные протестантом и мусульманкой, просто обязаны спасти фабрику от банкротства.
Нильс озабочен производством, оно – дело его жизни, но внутренних сил ни на что уже не нет. Они появятся вместе с симпатией к сотруднице Зейнаб (Бахар Парс), некоторое время назад перебравшейся в Данию. Именно она предложит ему новый формат, который начнёт окупаться. Бизнес цветёт, как и сам Нильс от чувств, но вот все остальные становятся кинематографичной аллегорией на жизнь в самой Дании. Сотрудники-датчане теперь работают бок о бок с иммигрантами, которых не всегда легко понять из-за национальных различий, а действующей жене владельца и его дочери приходится сменить гнев на милость по отношению к восточной культуре, поскольку очень хорошо имитация дружбы народов начинает продаваться.
У верхушки появляется выгода, а остальным необходимо подстроиться. И опять же, кто-то рад, как Нильс, принявший Ислам, а кому-то это интернациональное взаимодействие даётся с трудом.
Заявленная комедия с самых первых кадров оттеняется трагичностью в связи с эмоциональным состоянием главного героя, хотя датчане прекрасно находят баланс на стыке этих жанров. В чём они не так сильны, так это в эстетизации кадра, но тут к режиссёру не придраться. Работав с инсталляциями на сцене, он умело перенёс их живописность и театральность действа на экран, поэтому некоторые сцены являют собой ни что иное, как полноценный перформанс.
А как же любовь? Она же спасла бизнес (…и повестка). Герой владельца фабрики до скучности прост. «Пирожное – самоидентификация. Оно подскажет, кто ты», – говорит он и сравнивает себя с тривиальным марципаном. В его чувствах к Зейнаб не стоит сомневаться, а вот её чувства вызывают подозрения, как и у принимающей стороны – по отношению ко всем гостям. Любит ли она и не преследует ли цель получить вид на жительство? Лоллике совершенно точно удаётся передать и поселить в зрителе ту настороженность по отношению к приезжим, что так распространена среди самого населения страны.
Культуры смешались и создали, то, чему было суждено спасти и фабрику, и человека. О подлинности этих чувств под силу рассуждать только их носителям, но как бы сила актуальной повестки ни была мощна, любовь, оказывается, ещё сильнее, ведь производитель уверяет: «Сладости вкусные, потому что сделаны с любовью».