Каждое утро мы просыпаемся, чтобы жить. Кто-то наслаждается жизнью, а кто-то несчастен в ней. Кто-то стремится обустроить своё существование, а кто-то безвольно плывёт по жизни, отдаваясь судьбоносному течению. Каждому человеку в той или иной степени предоставляется выбор, как жить.

А теперь представьте, что вас лишили этого выбора. Все ваши поступки приводят лишь к внешнему результату, все ваши начинания тщетны. Представьте, что мир вокруг вас искусственен, всё, что вас окружает, ненастоящее. Вы – не знающий истины невольник, за которым наблюдают, за чьими действиями следят 24 часа в сутки.

Господин Труман Бербанк познал всё это на собственном опыте. Нет, он не имеет бредовых и параноидальных расстройств, как могло бы показаться, тайна его жизни, существования, куда загадочнее и интереснее. Труман Бербанк – герой самого масштабного телешоу в мире, о котором сам ничего не знает, но по ходу фильма начинает догадываться.

Труман с младенчества живёт в реалистичных декорациях (размером с остров), построенных специально для него. Его родные и близкие, как и все жители города, – актёры, исполняющие свои роли. Весь мир уже 30 лет наблюдает в прямом эфире за жизнью Трумана Бербанка. Шоу Трумана – лучшее в своем роде, настоящая жизнь: нет ни сценария, ни режиссёра.

Сценарист картины Эндрю Никкол вкладывал в своё творение поистине философский смысл, лаконично выраженный ещё Шекспиром. Если выражение английского драматурга несколько изменить, получится подходящий фильму слоган: «Весь мир – телепавильон, а все (кроме меня) в нём – актёры».

Первоначальный вариант сценария, купленный продюсером Скоттом Рудиным чуть более чем за 1 миллион долларов, отличался исключительным психологическим драматизмом и имел оттенок научно-популярного кино, что, в свою очередь, было навеяно объектом вдохновения.

Им оказался один из эпизодов научно-популярного сериала «Сумеречная зона». Эндрю Никкол был впечатлен эпизодом под названием «Специальная служба», в котором рассказывалось о жизни человека, находящегося под постоянным слежением скрытых видеокамер, записи которых, без ведома главного лица, транслировались на некоем телеканале.

Вторым объектом вдохновения можно назвать фантастическую новеллу «Распалась связь времён» (другое название – «Свихнувшееся время») Филиппа Дика, главный герой которой – мужчина, находящийся в изоляции в 1998 году, но уверяемый всеми, что на дворе 1957 год. Большое количество деталей сюжета Эндрю Никкол позаимствовал именно из этого романа.

Режиссёрское место «Шоу Трумана» должен был занять всё тот же Никкол. Мы могли бы поздравить его с двойным дебютом, если бы он не запросил у студии 80 миллионов долларов на производство фильма. Студия Paramount переживала тогда не лучшие времена, поэтому её руководство приняло решение найти другого постановщика, способного из относительно малобюджетного проекта сделать презентабельную картину. На место режиссёра рассматривались Брайан де Пальма, Тим Бертон, Терри Гиллиам, Барри Зонненфельд и даже Стивен Спилберг, но в итоге его занял австралийский мастер антиутопического кино Питер Уир.

По велению студии, которая ради уменьшения кассовых рисков решила изменить концепцию фильма, Уир не стал создавать излишне драматическую картину. Однако он нашёл выход из ситуации, который удовлетворил и студию, и сценариста. Питер Уир решил создать картину в телевизионном ключе, то есть преподнести её зрителю в телевизионном концепте. Для полной согласованности с режиссёрским замыслом Эндрю Никколу пришлось переписывать сценарий 16 раз. Такой изнуряющий и несколько уничижающий труд был вознаграждён после: фильм получил премию «Сатурн» за лучший сценарий и номинацию в той же категории на премии «Оскар».

Наверняка многие хотели бы сейчас увидеть фильм, снятый по первоначальному варианту сценария. Однако давайте подумаем, что же именно сделал Питер Уир. Раскрыл ли режиссёр потенциал картины, вдохнув в него более яркую жизнь, нежели это можно было сделать по первоначальному варианту сценария? Исковеркал ли он антиутопический замысел, предложенный Никколом, или просто дал жизнь фильму, который мог быть вообще не снят? В чём же заключается воссозданное Питером Уиром на экране телевизионное оформление?

Прежде всего необходимо обратить внимание на название фильма. Оно не просто дублирует имя выдуманного телешоу, символа-места, на основе которого строится сюжет кинопроизведения (как например, в «Матрице» тогда ещё братьев Вачовски), оно указывает на природу картины.

Фильм Питера Уира – и есть Шоу Трумана. А мы – тождественны зрителям, изредка появляющимся в нём. Хочется предположить, что, согласно первоначальному замыслу картины, мы должны переживать «вместе» с Труманом, а не «за» него, как это преподнёс режиссёр. В этом и заключается телевизионная концепция, созданная Уиром.

Несмотря на преобладающую в пределах Сихейвена (остров, где проживает Труман) съёмку так называемыми скрытыми камерами, несмотря на явную искусственность мира, который Труман принимает за настоящий, фильм не лишён кинематографичности, и мы всё же на порядок выше отождествляемых с нами псевдореальных зрителей.

Во-первых, мы видим больше: довольствуемся мы не только скрытыми камерами, к тому же мы имеем зрительский доступ в монтажную, где перед нами раскрывается, хотя и не в полной мере, жизнь за кадром. В частности, мы видим, как подстраиваются сцены. В таких моментах Питер Уир раскрывает перед нами своё мастерство.

Вспомните сцену встречи Трумана с отцом. Мы видим, как её создаёт Кристоф (главный проектировщик, создатель шоу), мы знаем весь меркантильный просчёт этого действия, но мы радуемся за Трумана, как радовались, если бы не знали об этом.

Во-вторых, масштабная многоуровневая система сливается в единое целое под названием кино. Не будем вдаваться в детальное рассмотрение различий реалити-шоу и кино, перейдём к существенному и самому главному. Реалити-шоу, как и различного рода телесериалы, удовлетворяют некоторые социально-психологические потребности зрителей: скрашивают серые будни.

Произведения киноискусства, помимо данной побочно выполняемой функции, исполняют ряд других, более серьёзных и значимых. Соответственно, фильмы преследуют иные цели, в частности, раскрытие поставленных тем и проблем. Судя по «Шоу Трумана», мы можем утверждать, что Питер Уир ставил своей задачей раскрытие вышеупомянутых понятий, а не банальную подмену эмоций у зрителя. Таким образом, мы смотрим цельное завершенное кинопроизведение, несколько стилизованное под телешоу, но ни в коем случае не реалити-шоу, эпизоды которого выстроены подобно кинофильму.

«Шоу Трумана» тепло приняли мировые критики. Фильм получил несколько авторитетных наград, в числе которых две премии «Сатурн» и три «Золотых глобуса». Исполнитель главной роли Джим Керри получил «Золотой глобус» в номинации «лучший драматический актёр». Ролью Трумана он доказал зрителям и профессиональному киносообществу, что умеет искусно выполнять свою актёрскую работу и способен на большее, нежели кривляние перед камерой, прочно закрепившееся в его амплуа. Ради достижения данной цели Джим условился с Питером Уиром, что на съёмочной площадке будет запрещено кому-либо цитировать высказывания из его предыдущих картин, которые могли помешать ему в работе над образом.

«Шоу Трумана» – яркий пример внутрипроизводственного изменения кинопроекта практически на всех этапах его жизни. Зная историю создания «Шоу Трумана» и, разумеется, сопоставляя её с самим фильмом, можно создавать уже новую драму, в основе которой будут отношения не в кадре, а за ним.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here