Адам и Барбара Мэйтлэнды (Алек Болдуин и Джина Дэвис), спасая собачку, погибают и становятся призраками, привязанными к собственному, горячо любимому дому. С этим можно было бы смириться, если б не новые жильцы, «понаехавшие» из Нью-Йорка и притащившие с собой модного дизайнера и странные предметы современного искусства. Приходится мёртвым бороться с живыми при помощи не всегда законных средств, например, позвав на помощь потустороннего экзорциста Битлджуса (Майкл Китон), нечистого на руку, на вид и вообще нечистого.

«Битлджусу» уже 30 лет, а он всё так же молод и горяч, как при рождении. Это второй полнометражный фильм Тима Бертона, и все полтора часа здесь – безудержное веселье. Спецэффекты прошлого века выглядят как дорогие винтажные украшения. Если бы фильм снимали сейчас, то земляные черви должны были быть точно такими же – сделанными из старых полосатых носков.

Позже Бертон станет скучнее и нудявее, продолжит эксплуатировать депрессивные темы одиночества и бренности существования, разбавляя мрачную готическую атмосферу кривляниями Джонни Деппа (в хорошем смысле) и весёлыми песенками. Никто не поспорит, что режиссёр создал свой мир, узнаваемый с первого кадра и даже звука. И «Битлджус» – как раз начало пути, здесь он ещё не успел сгустить краски. Кино свежее, как утренний французский круассан – хорошо быть молодым, хорошо быть первым, хорошо так круто начинать и так приятно остаться в веках, получив «Оскара» уже хотя бы за лучший грим.

Вообще, комедия получилась что надо, правда, тут одна нестыковка – кино называется именем персонажа, который по количеству минут в кадре явно уступает остальным главным героям – его экранное время всего 17 минут, зато каких! В Битлджусе есть что-то от адского клоуна Стивена Кинга, что-то – от добродушного начинающего чародея-неудачника, что-то – от хитрого пройдохи-коммивояжера, который и снег зимой продаст и маму весной. В общем-то, зрителю сложно определиться – симпатизировать этому типу или наоборот, но обижать слабых – всё же нехорошо, пусть и таким забавным образом.

В противовес этому балбесу – представитель потусторонней администрации Джуно (Сильвия Сидни). Суровая, но справедливая дама в облаке табачного дыма. Её слишком мало и хочется ещё, потому что образ очень точный и притягательный. Как ей удалось сохранить человечность, во-первых, умерев, во-вторых, работая на адской службе? Бюрократия загробного мира – страшные шутки. На фоне этих персонажей главные герои поблекли бы, если бы не совершали глупости, как практически каждый в этом фильме… кроме Джуно.

Мораль тоже хороша: даже после смерти мы вольны сами управлять своим существованием, выбор есть всегда, а кто не ошибается, тот не живет ни до, ни после похорон. Неожиданно жизнеутверждающе.

Фильм для многих и многого был отправной точкой – Вайноне Райдер и Майклу Китону он дал путёвку в жизнь, точнее, кино, а главное – подарил миру нового сказочника. В следующем, 1989 году, Тим Бертон смог, наконец, реализовать проект, который вёл аж с 1985-го. И это был «Бэтмен», все с тем же Майклом Китоном в главной роли.

А прекрасный танец калипсо под музыку Гарри Белафонте «Day-O (The Banana Boat Song)» навсегда останется визуально-музыкальным сопровождением моего хорошего настроения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here