Семантика чувств

Прованс, Франция. Вторая мировая война окончена. Избалованная Габриэль (Марион Котийяр) слывёт неуравновешенной особой. Она подвержена вспышкам неконтролируемого гнева, днями напролёт просиживает за романтической литературой и мечтает о встрече с прекрасным принцем на белом коне. Когда мать отдаёт дочь замуж за простого каменщика Хосе (Алекс Брендемюль), Габриэль окончательно впадает в уныние. Но всё меняет случай: у женщины обнаруживают камни в почках и отправляют в санаторий. Там француженка встречает раненного ветерана войны в Индокитае Андре Соважа (Луи Гаррель) и мгновенно в него влюбляется.

«Иллюзия любви» снята по книге молодой итальянской писательницы Милены Агус «Каменная болезнь». Сюжет был не сильно переработан – лента французской актрисы и режиссёра Николь Гарсии запоминается прежде всего сильной игрой Марион Котийяр и формой, но не содержанием. Актриса в своей героине совмещает безумную, граничащую с подлинным сумасшествием страсть и светлую, неподдельную тягу к искренней любви. Двойственность натуры Габриэль на протяжении истории остаётся этиологически невыясненной. Но, скорее всего – постановка даёт нам на это непрозрачные намёки, – сермяжная истина её недуга кроется в недуге душевном.

Необоримая тяга персонажа к возвышенным чувствам, точь-в-точь как у героев прочитанных ею романов, делает её похожей на знаменитую героиню классической французской прозы – Эмму Бовари. Но если в произведении Флобера госпожа Бовари – одновременно и протагонист, и антагонист, то Габриэль – однозначно положительный персонаж. Да, она своевольна, причудлива, ей свойственны ветреность и сумасбродство. Но все её недостатки объясняются нервным расстройством, озвученном её матерью в прологе. Поверив в это, ты бессознательно начинаешь сопереживать измученной женщине: жить с нелюбимым человеком, в томлении, словно за решёткой – испытание не из приятных.

Иллюзия любви

Искусно сняты немногочисленные эротические эпизоды. Когда Габриэль вынуждена (хоть и по собственной воле) делить брачное ложе с мужем, Гарсия демонстрирует процесс их совокупления с нескрываемым отвращением. Акт любви неверной жены и Андре преподнесён совсем иначе: он почти порнографичен, но при этом поэтичен и визуально завораживает. Нельзя не отметить операторскую работу Кристофа Бокарна («Коко до Шанель», «Красавица и чудовище»). Любуясь почти одухотворённой природой, режиссёр аллегорически живописует персонажа Котийяр. Она может быть и неистовой, как бурная непокорная река, и спокойной, как полуденный штиль в бухте, и счастливой, как яркое утреннее солнце. Камни в почках символизируют душевные проблемы Габриэль – по заключению врача их можно удалить хирургическим путём, а можно подождать, пока они не растворятся сами. Последнее, однако, не гарантирует полного исцеления. Так и героиня вынуждена пройти через непременную боль, чтобы проснуться свободной от тяжб и сердечных волнений.

Иллюзия любви

Режиссёр делает историю созерцательной, практически отказываясь от истолкования поступков Габриэль и Андре – их любовь скажет всё за них, она бессловесна и оттого прекрасна. Но если поступки первой изначально выглядят иррациональными, то действия второго объясняются лишь в финальном акте, низводящем полотно до уровня среднестатистической мелодрамы. Озарение к истерзанной женщине приходит внезапно и никоим образом не вытекает из повествования. Это сильно портит впечатление и заставляет в сердцах выкрикнуть гневное «Не верю!» В итоге оказывается, что психологизма в постановке немногим больше, чем интеллектуального в лентах Майкла Бэя. К сожалению, приятная глазу картинка, отличная актёрская работа Марион Котийяр перечёркиваются плоским сюжетом и скомканным финальным актом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here