Страшная иллюзорность бытия
Джефф и Кейт Меркер уже 45 лет нежно любят друг друга, их союз кажется нерушимым и по-настоящему прочным. Они испытали вместе всё, что должна испытать пара за долгую совместную жизнь, которая ни при каких условиях не может остаться идеалом. Герои живут уединённо (камерность – вообще целиком и полностью про этот фильм), почти не имея контактов с окружающим миром, который им и не нужен – они находятся в гармонии с самими собой, а несколько самых близких друзей время от времени позволяют отвести душу. Но неделя до годовщины свадьбы как будто открывает героине Шарлотты Рэмплинг глаза на страшную пропасть, которая медленно и, кажется, из ниоткуда появляется между мужем и женой. Появляется только сейчас, или же момент появления был упущен много лет назад?
Однажды утром Джефф получает письмо, в котором говорится о судьбе девушки Кати, погибшей где-то в горах Швейцарии много лет назад, которую он любил до встречи с Кейт. Не тут ли мы замечаем первые насмешки судьбы, которая называет двух женщин в судьбе Джеффа одинаково, предоставляя ему самому сделать выбор? Насмешка судьбы и одна женщина, воплощённая в другой, её двойник? Это письмо становится в своём роде роковым – образ любви из прошлого уже не покидает его, постепенно порабощая мысли и волю, заставляя судорожно цепляться за воспоминания.
Каждый день из показанных нам, одна из частей мозаики, из которых состоит счастливая жизнь Меркеров, как будто тускнеет на глазах у Кейт. Это очень страшное осознание своего одиночества в конце жизненного пути и фальшивой сути нерушимого брачного союза она просто не может принять за реальность. Не та женщина, не тот путь… не та жизнь? Осень как смена сезонов удивительно совпала с осенью жизни, воплотилась в ней.
Режиссёр Эндрю Хэй не делает финал счастливым, и это становится точкой понимания сути: однажды показавшийся иллюзорным, давший трещину мир, в котором существуешь, уже никогда не будет прежним, даже если ты с полной уверенностью дашь себе установку проснуться другим и начать с другого, чистого листа.
«45 лет» снят в лучших традициях европейского кинематографа «о взрослом»: неспешный – да и куда спешить, когда у героев за спиной сорок пять лет взлётов и падений, которые не так-то просто осмыслить за чуть меньше чем два часа хронометража. Эта неторопливость, тягучесть как будто разлита в воздухе туманных английских пейзажей, а операторская работа в свою – и далеко не последнюю – очередь радует длинными, наплывающими крупными планами.
В исчерпывающих диалогах, которые здесь так органичны и без которых не было бы той особенной тонкой психологичности картины как целого, несомненно, есть что-то от бергмановского начала. Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни удивительно вписываются в созданную Эндрю Хэйем картинку, что уже было отмечено кинокритиками на Берлинском фестивале наградами за лучшую женскую и мужскую роли. Картинку наверняка возможной в теории безмятежной жизненной идиллии, но неизбежно разбивающейся об один из камней реальности.
Вердикт: Очень неторопливое кино в лучших европейских традициях последних лет, полное психологизма и диалогов, для вдумчивого и способного к эмпатии зрителя.
7 |
7 |
8 |