В этом году на экраны должен выйти новый фильм Жана-Люка Годара «Прощай, речь» (премьера в России планируется на весну 2014 года). В связи с этим событием «Люмьер» советует посмотреть (или пересмотреть) предыдущие фильмы Годара, изучить его биографию и вспомнить, какое огромное влияние режиссёр оказал на французскую Новую волну и на мировой кинематограф в целом.

Известнейший режиссёр, один из родоначальников французской Новой волны, Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже в обеспеченной протестантской семье. Получив начальное образование в Ньоне (Швейцария), Годар продолжил своё обучение в одном из парижских лицеев. Затем он поступил в Сорбонну, стал изучать антропологию, но быстро забросил учёбу в университете. В этот студенческий период Годар серьезно увлекся кинематографом. Режиссёр говорил, что кино в 50-х годах было так же важно, как хлеб. Он посещал киноклубы, где, например, познакомился с Андре Базеном, кинокритиком и знаменитым историком кино. Именно Базен вместе с кругом соратников в 1951 году основал журнал «Les Cahiers du cinema», который дал теоретическую базу движению «Новая волна».

Клод Брассе, Анна Карина и Сами Фре («Банда аутсайдеров»)

Авторы статей «Кайе дю синема» отзывались об американском кинематографе как о глотке свежего воздуха, пропагандировали итальянский неореализм, обращались к японскому кино. В 1954 году на страницах журнала Франсуа Трюффо сформулировал учение об авторском кино, написав, что режиссёр – это полноправный автор картины, который должен контролировать весь процесс создания фильмов, чтобы выработать свой собственный стиль. Фильмы, таким образом, должны были стать более индивидуальными. Кинокритиками в журнале успели поработать почти все крупные представители французской Новой волны, режиссёры, отказавшиеся от предсказуемости повествования. Ещё в 1950 году Годар попробовал основать свой собственный журнал «Gazette du cinema», но издание просуществовало совсем недолго, и Жан-Люк присоединился к «Les Cahiers du cinema».

В 1953 году увлечённый кинематографом Годар устроился строителем дамбы и снял документальный короткометражный фильм о своей работе – «Операция «Бетон». Затем последовали более успешные короткометражные работы, например, «Шарлота и её Жюль» (1958), в котором Годар снял начинающего актёра Жана-Поля Бельмондо.

Джин Синберг и Жан-Поль Бельмондо («На последнем дыхании»)

Настоящая слава пришла к режиссёру в 29 лет после выхода его полнометражной картины «На последнем дыхании» (1960). Французский историк кино Анри Ланглуа после её выхода сказал, что отныне существует кино «до» и «после» Годара. Сюжет картины отражает знаменитую фразу режиссёра о том, что для фильма нужны только пистолет и девушка, при этом картина передает дух эпохи, её настроения и мечты. Главного героя, бунтаря-одиночку и преступника по стечению обстоятельств, сыграл Бельмондо. Его персонаж Мишель, словно живущий в «пограничной ситуации», протестует против законов общества, против правил приличия и любых правил вообще. Герой почти не обдумывает свои действия, он поступает так, как ему хочется в конкретную минуту. Фильм Годара перекликается с американской картиной «Бунтарь без идеала» (1955); по сюжету, главная героиня «На последнем дыхании» (Джин Сиберг) – американка; Жан-Пьер Мельвиль играет в картине роль глубокомысленного писателя из США. Протест против правил, обращение к американской культуре – всё это отражает идеи Новой волны. А в одном из эпизодов фильма Мишелю пытаются вручить выпуск «Les Сahiers du cinema».

Анна Карина

Особый интерес вызывает экзистенциальная драма Годара «Жить своей жизнью» (1962). Режиссёр снял в фильме свою жену, датчанку Ханну Карен Байер, которой сам же придумал псевдоним Анна Карина (от толстовской Анны Карениной). Актриса, которая впервые появилась в фильме Годара «Женщина есть женщина» (1961), стала знаковым лицом Новой волны. Её героиня в «Жить своей жизнью» – молодая продавщица пластинок Нана, которая решает стать проституткой, посмотрев фильм про судьбу Жанны Д’Арк. Нана старается жить своей жизнью, быть свободной и независимой.

Анна Карина играет и в «Банде аутсайдеров» (1964) Годара, ещё одной характерной картине французской Новой волны. В фильме девушка Одиль знакомится с двумя молодыми людьми, которые убеждают её принять участие в ограблении дома, где она живет со своей тётей. Сюжет фильма демонстрирует свободу от социальных и моральных норм: будь то безобидная шалость героев – пробежка по Лувру – или же подлая кража. При этом молодые люди мало заботятся о собственном благополучии, они всеми силами стремятся бороться с грустью и апатией, стараются жить ярко, в отличие от скучных обитателей полупустых особняков.

Жан-Люк Годар

Необычен сюжет фантастического фильма Годара «Альфавиль» (1965), действие которого происходит в городе будущего, управляемого с помощью компьютерной системы. В этом городе вне закона находятся любовь, нежность, взаимопомощь и сострадание. Главный герой картины (Лемми Коушен) стремится изменить ситуацию в Альфавиле к лучшему. Несмотря на фантастический сюжет о будущем, зритель может увидеть, что режиссёра волнуют проблемы современности. Картина снята в ночном Париже, который приобретает зловещий вид благодаря операторской работе Рауля Кутара. Как и прочие работы режиссёра, «Альфавиль» изобилует отсылками к американскому кино, одной из которых является и выбор актёра-американца на главную роль.

Интерес Годара к приключенческим лентам сильнее всего проявил себя в экзистенциальном гангстерском фильме «Безумный Пьеро» (1965). В этой картине Жан-Поль Бельмондо играет обеспеченного интеллектуала Фердинанда, который бежит из Парижа вместе с няней своей дочери. Няня же связана с бандой, преследующей героев по всей Франции. Как и во многих предыдущих фильмах Годара, в «Безумном Пьеро» главенствует идея бегства навстречу смерти. Герои противопоставляют себя обществу и вынуждены жить «на последнем дыхании», они ищут спасения на юге Франции, но их побег не может закончиться ничем хорошим.

Жан-Пьер Лео, Шанталь Гойя и Катрин-Изабель Дюпор («Мужское-женское»)

«Мужское-женское» (1966) – одиннадцатый по счёту фильм Годара, открывает новый этап его творчества. В картине по произведениям Ги де Мопассана нет логичного и ясного сюжета, в ней присутствует идея борьбы против буржуазии. Сюжет сводится к тому, что молодой человек (Жан-Пьер Лео) встречает девушку (Шанталь Гойя). На фоне их отношений режиссёр показывает жизнь Парижа и Франции в канун 1966 года. Друг главного героя увлекает его политической деятельностью, они протестуют против войны во Вьетнаме и капитализма.

Одна из финальных вставок гласит: «Этот фильм мог бы называться «Дети Маркса и Кока-колы». Сам Жан-Люк Годар являлся одним из идейных лидеров «левого движения» и принимал активное участие в событиях Мая 1968 года во Франции, когда разразился социальный кризис, переросший в демонстрации, массовые беспорядки и забастовки. В то время особенно сильным было анархическое движение, звучали такие лозунги, как «Вся власть воображению!» или «Запрещать запрещено». Студенты, рабочие и служащие требовали отставки президента, 40-часовую рабочую неделю, пенсию в 60 лет и минимальный оклад в 1000 франков. В итоге произошла смена правительства, президент Франции Шарль де Голль ушёл в отставку. Жан-Люк Годар был одним из режиссёров, снимавших картины на тему этих событий. Например, он снял фильм «Сочувствие дьяволу» (1968), в котором рассказывалось о западной культуре 60-х годов и о группе Rolling Stones. Предметами исследования фильма являлись такие темы, как роль СМИ в обществе, освобождение женщин и, конечно же, майское восстание во Франции.

Жан-Люк Годар и Rolling Stones на съёмках «Сочувствия дьяволу»

Позднее Жан-Люк Годар снял ещё много интересных картин, например: «Спасай, кто может (свою жизнь)» (1980), «Имя Кармен» (1983), «Хвала тебе, Мария» (1984) и другие. А в 1990-х режиссёр создал масштабную «Историю кино». Сейчас Годару 82 года, он принимает участие в совместных режиссёрских проектах и снимает свои собственные фильмы. В 2014 году должен выйти его новый фильм «Слова, прощайте!».

И всё же самые талантливые работы Жана-Люка Годара, повлиявшие на развитие французской Новой волны, а значит и мирового кинематографа, вдохновившие многих современных режиссёров на создание своих картин, – это его первые знаменитые полнометражные фильмы. Последние кадры из ленты «На последнем дыхании» или сцена танца Наны из «Жить своей жизнью» являются одними из самых узнаваемых эпизодов в кино. Кадры, в которых герои «Банды аутсайдеров» бегут через Лувр, Бернардо Бертолуччи процитировал в своих «Мечтателях». И даже киностудия Квентина Тарантино названа в честь «Банды» Годара. Эти картины стоит посмотреть не только ради того, чтобы получить удовольствие от творчества Мастера, но и ради того, чтобы понять авторское кино 60-х и французскую Новую волну в целом, а именно – её любовь к свободе, отказ от традиционных канонов в съёмках, обращение к кинематографу других стран и поиск режиссёрами своей индивидуальности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here