Назад в ностальгическую глубинку

После милейшей разговорной трилогии («Испанка», «Красотки», «Китайская головоломка») французский режиссёр Седрик Клапиш вновь радует восхитительной историей – о возвращении блудного сына домой к больному отцу, брату и сестре. Клапиш из мегаполисов перебирается в глубинку.

«Возвращение в Бургундию» (буквальный перевод – «То, что нас связывает») – лирическая, забавная и искренняя актёрская драма. Это не путешествие по винным угодьям, подобно трагикомедии «На обочине», и не история любви, вроде сказочной мелодрамы «Прогулка по облакам». Это зоркое наблюдение за воссоединением семьи. Клапиш обыгрывает известную тему отцов и сыновей, но слегка под другим ракурсом.

Узнав о шатком здоровье отца, Жан (Пио Мармай) возвращается домой на ферму, где его встречают сестра Жульет (Ана Жирардо) и младший брат Жереми (Франсуа Сивиль). Рано утром отец умирает, и теперь детям предстоит разбираться с гигантским долгом и винным хозяйством. Самый верный выход – продать владения. Права на дом и виноградники у героев равные, но не подумайте, они не собираются жадно дербанить наследство. Их ставят перед выбором – целиком и полностью отказаться от виноделия или продолжать семейную традицию. Предать отцовские ценности или бороться. Виноделие обретает символический и даже метафизический смысл.

Тут же появляется ушлый тесть Жереми, Ансельм (Жан-Мари Уинлинг), готовый купить их поля и превратить наследие отца в грандиозный туристический оазис. Настоящий делец, грубейший материалист и циник с наполеоновским замахом. И, как назло, суета начинается перед уборкой урожая. Ответственность теперь всецело лежит на троице.

Режиссёр, тонко балансируя между натурализмом и романтизмом, играет с киноязыком – быстрый, мелодичный монтаж с разделением экрана и ускоренной съёмкой. Зрителю не приходится тосковать. И как тут заскучаешь, когда до мелочей показывают приготовление вина: герои поливают виноградники, собирают плоды, давят их ногами в здоровенных бочках и, разумеется, дегустируют… много дегустируют. Да и пить нужно по законам: покрутить вино в бокале, оценить запах, глотнуть и удерживать напиток во рту. Изображается происходящее так аппетитно, так сочно, что не только лучше понимаешь вино, но и ощущаешь любовь автора к ремеслу. Седрик Клапиш со вкусом обнажает народные обычаи.

Вот и Жан, Жульет и Жереми не спешат продавать дом и виноградники. Очевидно созвучие семейных традиций, виноделия и дилеммы персонажей на фоне чудеснейшего пейзажа. Понятно, что фильм не только и даже не столько об этом. Виноделие – фундамент, объединяющий героев.

Клапиш иллюстрирует старение и взросление героев, которые, наконец, берутся за ум, учатся уступать и работать рука об руку и смотрят друг на друга со скрываемым восторгом и нетерпением. Кто-то навсегда простился с домом, махнув рукой и уехав куда-то далеко, время проходит, и рано или поздно мысли о прошлом оживают, человек возвращается и задерживается. Автор даже ставит сцену, где Жан, укладывающий спать сына, видит напротив отца, укладывающего спать маленького Жана. Простая оконная рама превращается режиссёром в иллюстрацию времени, где герой – и ребёнок, и взрослый одновременно. Перед нами фильм пожившего человека о преодолении злобы, разногласий и солидарности с родными.

Фильм обладает художественной элегантностью и непринуждённым юмором. Чудесный сплав очарования и разочарования. Образ Жульет, которую мужчины не воспринимают всерьёз, оттеняется; отца, как важнейшей причины исчезновения Жана, мы толком не видим; а вся история Жана и его семьи в Австралии выглядит сыровато. При этом мужские персонажи чувствуются настоящими. Внимательный зритель не пропустит камео самого Клапиша, который своим благородным фильмом патриотически заявляет: Франция – живописное место. Тут и пляски, и песни, и страсть, и ругань… Словом, любо-мило смотреть.

Лента, как вино, слегка кисло-сладкая и суховатая, прекрасна в своей яркости и спелости, но только выпив, как и пожив, можно ощутить истинное богатство вкуса. «Возвращение в Бургундию» пропитано печалью и не кончается сахарными грёзами, но радостно, что Клапиш выступает настоящим франкофилом. Режиссёр проявляет артистическую свободу и наполняет картину любовью к стране, людям и мелочам жизни. Это маленькое кино о важном. Скромно, но культурно и с душой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here