Рождение нации
Средиземье. Вторая эпоха. Моргот побеждён. Белерианд разрушен и затоплен. Но эльфийская воительница из рода Финвэ Галадриэль считает, что Саурон, один из Майяр, перешедший на сторону Тёмного Властелина, готовится вернуться.
В это же время происходит ряд других, не менее важных событий. Островное королевство Нуменор переживает период расцвета, но парадоксальным образом с каждым днём оказывается всё ближе ко дню заката.
Безмятежные дни скоро закончатся – Средиземье вновь ожидает бурю.
За кулисами
История создания сериала Amazon по вселенной «Властелина колец» началась в июле 2017 когда, когда был урегулирован судебный процесс между студией Warner Bros., ответственной за создание кинотрилогии Питера Джексона и серии приквелов «Хоббит», наследниками Джона Рональда Руэла Толкина – Tolkien Estate и издательством HarperCollins, – а также студией New Line Cinema.
За права на новый контент компания Джеффа Безоса заплатила $200-250 млн. Соглашение предусматривало производство пяти сезонов и одного спин-оффа, а также регулировало сроки разработки – основной съёмочный процесс должен был стартовать в течение двух лет с момента заключения договора, то есть до ноября 2019 года.
По условиям соглашения Amazon получили права только на события Второй эпохи легендариума Толкина. Однако они смогли добиться разрешения на упоминание событий Первой и предыдущих эпох, включая Годы Валар и Годы Древ, если это требовалось для объяснения истории. Также в руках создателей оказались персонажи и сюжетные линии из «Братства кольца», «Двух крепостей», «Возвращения короля», «Хоббита» и «Приложений» – дополнений к «Властелину колец».
Сценарий был написан так, чтобы уместить в несколько сезонов телешоу возвращение и восхождение Саурона, выковку Колец Власти в Эрегионе, создание Мордора, падение Нуменора, Последний союз эльфов и людей и некоторые другие, чуть менее значимые события.
Шоураннерами и основными сценаристами проекта с тавтологическим названием выступили Патрик МакКей и Джон Д. Пэйн. Этот дуэт наиболее известен по сай-фаю Джастина Лина «Стартрек: Бесконечность». Разумеется, малоопытным кинематографистам помогли заслуженные коллеги – режиссёром первых двух эпизодов был назначен известный по хоррору «Приют» и фэнтези-мелодраме «Голос монстра» испанец Хуан Антонио Байона. В числе других постановщиков шоу оказались: Шарлотта Брандстром (сериалы «Ведьмак» и «Чужак»), Уэйн Йип (сериалы «Отбросы» и «Хэппи»), Санаа Хамри («Безумно влюбленный: Мюзикл», сериал « Бесстыжие») и Луиз Хупер (сериалы «Ведьмак» и «Песочный человек»).
Музыку к сериалу написал Бэр Маккрири, которого кинокомьюнити знает по саундтрекам к сериалам «Ходячие мертвецы» и «Чужестранка», а также к полнометражным фильмам «Шаг вперёд 3D», «Игры разумов» и другим. Поклонники видеоигр помнят Маккрири по шутеру Call of Duty: Vanguard и приключенческому боевику God of War.
Написавший партитуру к трилогии Джексона Говард Шор стал приглашённой звездой «Колец власти», создав заглавную, идейно во многом пересекающуюся с мелодиями из «Властелина колец» музыкальную тему.
Детище Amazon стало одним из самых дорогих в истории телевидения – производство первого сезона по разным данным оценивается от $650 млн до $1 млрд.
Премьера и реакция
Выход сериала совпал с премьерой другого крайне ожидаемого проекта – спин-оффа «Игры престолов» «Дом дракона». Это породило неизбежные сравнения двух крупнобюджетных проектов.
Высокие ожидания оказались не напрасными – пилот «Колец власти» показал отличный результат, став самым успешным стартом в истории стримингового сервиса Amazon Prime Video с результатом 25 млн зрителей за первые 24 часа. В дальнейшем рейтинги шоу упали, но всё равно остались на достаточно высоком уровне.
Однако итоговый вердикт зрителей оказался разочаровывающим – на момент написания этой статьи зрительский рейтинг первого сезона «Колец власти» на популярном сайте-агрегаторе рецензий Metacritic равнялся 2,6 балла из 10. Особенно сильные претензии пользователей концентрировались вокруг мультикультурного актёрского состава и разночтений с кинотрилогией и книжным оригиналом. Напротив, мнения критиков в целом оказались одобрительными: на том же Metacritic у творения МакКея и Пэйна процент положительных рецензий составляет 71 из 100.
Действительно, такая разнородная реакция, с одной стороны, прямо и косвенно может свидетельствовать о неоднозначности получившегося материала. С другой, серьёзный разброс мнений в этих двух средах объясняется разницей в системах координат, по которым выносится вердикт.
Рассматриваем ближе
Как бы то ни было, «Властелин колец: Кольца власти» – с любых точек зрения интересный для восприятия и анализа проект. Несмотря на все трудности, его создателям удалось сохранить многие черты оригинала. Присутствовавшие в той или иной степени в книгах Толкина религиозный символизм, романтический титанизм, проблемы экологии, вопросы свободных морали и воли, познания себя и самоопределения, борьба добра и зла, жизни и смерти, эгоизма и смирения, невероятные путешествия и неожиданные приключения переместились в сериал. Разумеется, здесь больше развлекательного, нежели содержательного, а многое сложноустроенное упрощено (странно было бы ожидать иного от такого дорогого и рискованного проекта).
Да, от толкиновской сказочной интерпретации европейской истории, скандинавской и германской мифологий в телевизионной предыстории «Властелина колец» остался лишь остов. Однако авторам удалось приправить своё блюдо в меру глубокими мыслями, созерцательными эпизодами и неплохими драматическими линиями. Не все из них вышли однозначно стройными и законченными, но некоторые получились по-настоящему захватывающими.
Например, подсюжет об отношениях эльфов и гномов вообще и Элронда (Роберт Арамайо) и принца Дурина (Оуайн Артур) в частности напоминает о взаимоотношениях Леголаса и Гимли из оригинальной трилогии, а также о различных литературных и кинематографических бромансах: Говарда и Раджа из сериала «Теория большого взрыва», Чипа и Дейла из мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь», Джека и Пэрри из «Короля-рыбака», мистеров Дарси и Бингли из «Гордости и предубеждения» Джейн Остин или Дон Кихота и Санчо Пансы из «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса.
Хватает эмоций в истории о мохноногах – далёких предках хоббитов – и об их знакомстве с таинственным пришельцем, который, кажется, сыграет немаловажную роль в грядущих событиях. Интригует линия молодой Галадриэль (Морвет Кларк), вызывает интерес появление разношёрстных антагонистов (далеко не все они, правда, раскрылись в первом сезоне в полной мере).
Всё это обрамляет визуальное, пусть и отчасти глянцевое, совершенство – одиссея в Линдон, Кхазад-Дум, Нумеонор, к Разделяющему морю, Южным землям и другим местам действия истории получилась невероятно завораживающей.
Обильное использование CGI сильно контрастирует со знаменитой трилогией. С другой стороны, графика по большей части применена искусно, а многие персонажи представлены на экране при помощи грима и практических эффектов, что является не только реверансом в сторону всё той же серии фильмов Джексона, но и складывает экранизации в единую, пусть и не самую стройную, вселенную.
Вообще, видно, с каким пиететом авторы сериала подошли к творениям новозеландского режиссёра. Начиная от эстетики и заканчивая атмосферой, многое в сериале напоминает о «Властелине колец». Но всё же настроенчески это совсем другая история.
Радикальны и отличия от канона Толкина. Фокус истории сменил масштаб и стал более детализированным. Разумеется, это произошло не просто так. Чтобы сделать повествование логически выверенным и легкоусвояемым, создателям пришлось пойти на компромиссы. Скорее всего, в дальнейшем уровень эпичности поднимется, но первый сезон, при всей своей величественности, в основном концентрируется на героях и их представлении зрителю.
В сериале четыре основных сюжетных линии. Это ветка Галадриэль, её поиски Тёмного Лорда и сближение с королевой-регентом Нуменора Мириэль (Синтия Аддай-Робинсон), а также линии южанина Халбранда (Чарли Викерз), представительницы племени мохноногов Нори Брэндифут (Маркелла Кавена) и её сближения с таинственным незнакомцем (Дэниел Уэйман), Элронда и его взаимоотношений с Дурином IV, Арондира (Исмаэль Крус Кордова) и Бронвин (Назанин Бониади).
По мере развития сюжета каждая из основных линий расцветает новыми красками, но в некоторых (например, в историях Галадриэли и Арондира) наблюдаются проблемы с темпоритмом и разделением главного и второстепенного.
Неочевидными представляются также некоторые аудиовизуальные решения. Среди них выделяются, например, эпизод в слоумо со скачущей верхом на берегу Галадриэль и визуальное представление одной из ключевых для истории локаций.
С другой стороны, небезынтересны аллегории, которыми наполняют авторы своё произведение. Порой они любопытны (негодующий нуменорец-ксенофоб, заявляющий о «забравших все рабочие места эльфах»), порой – сомнительны (борьба Галадриэль со своими внутренними и внешними демонами), но всегда хорошо заметны.
«Властелин колец: Кольца власти» – это рассказанная на новый лад старая история, часто использующая пасхалки и аллюзии, отсылки и реминисценции, символичная, претенциозная и донельзя патетичная.
Обязательно ли смотреть сериал поклонникам книг Толкина и/или трилогии Джексона? Разумеется, нет. Стоит ли обратиться к произведению Amazon тем, кто души не чает в волшебных сказках? Вопрос спорный. МакКей, Пэйн и остальные пока ещё не показали ничего экстраординарного, но сумели создать крепкий фэнтези-сериал, ставший феноменом ещё до своего выхода и сумевший сделать неплохой задел на будущее.