Тихий всплеск в море
«Вечность» – история жизни одной французской семьи, растянувшаяся на сотню лет и вместившая в себя множество глупых и неожиданных смертей, горьких разочарований и минут безграничного счастья. История меланхолической тоски по ушедшим дням молодости и всепоглощающего великого чувства – любви.
Первое слово, приходящее на ум во время просмотра лёгкой и элегантной ленты Чан Ань Хунга («Аромат зелёной папайи», «Норвежский лес») – скука. Именно этим словом можно характеризовать происходящее на экране. Почти два часа чистого времени мы видим, как героини рожают детей, оплакивают потери родных, а затем вновь рожают детей. Всё это сопровождается поэтической музыкой Шопена.
Да, смерть близкого человека – ужасное горе. Но решив сделать фильм, в котором нет конфликта как такового, режиссёр угодил в собственноручно заготовленную западню. Фильм рассыпается на череду смачно снятых, но бездушных сцен, объединяют которые уважаемые французские актёры. У героев нет предыстории, а рутинные (как бы цинично это ни звучало) события – вроде выдачи молодой женщины замуж, появления потомства или смерти близких – не апеллируют к высшим чувствам, но играют на общечеловеческих инстинктах. Среди артистов отечественный зритель в первую очередь узнает неподражаемую Одри Тоту. Она играет и молодую девушку, и убитую горем женщину средних лет, и престарелую вдову, мирно ждущую своей участи у смертного одра.
Хороша супруга Мишеля Хазанавичуса Беренис Бежо – наблюдать за тем, как любовно её ловит в кадр камера Ли Пинбиня («Нью-Йорк, я люблю тебя», «Против течения») – сущее блаженство. Но отличная работа гримёров кажется напрасной, так как у фильма нет сердца. Картина выхолощена, несмотря на присутствие, казалось бы, многочисленных душераздирающих сцен. Они не трогают, не волнуют и не заставляют сопереживать. А герои, которые не вызывают сопереживания у зрительского зала – герои пустые.
А растут ноги у «Вечности» из романа «Элегантность вдов» авторства французской писательницы Алисы Ферней. Можно сколько угодно спорить о художественных достоинствах первоисточника, но сценарий, руку к которому приложил Чан Ань Хунг, кажется лишь неудачной шуткой. Право слово, дорога такому тексту – прямиком к короткому метру, но никак не к полнометражному кино.
«Вечность» указывает на цикличность жизни; на то, что смерть сменяет жизнь ровно так, как жизнь сменяет смерть. Однако задумка эта рассыпается на мелкие детали, едва заводит свою шарманку постановщик. Прописные истины остаются прописными истинами, а тлеющая искра интриги затухает, едва совершит десяток-другой оборотов минутная стрелка. Так как реплик у актёров – минимум, для пояснения некоторых деталей жизни героев подключается закадровый голос жены режиссёра – Чан Ну Йен Кхе. К сожалению, он также быстро утомляет, как и всё происходящее на экране.
Под стать возвышенному, аристократичному слогу фильма и его визуальный ряд. Но если ядру картины – сценарию – выбранная манера подачи материала не идёт совершенно, то с картинкой дело обстоит с точностью до наоборот. Происходит полное погружение в исторические эпохи. Женские и мужские наряды, декор, потрясающая работа маститого Пинбиня – всё здесь на высшем уровне. А палитра цветов, который пользуются создатели, способна привести в восторг даже дальтоника.
Вердикт: Медитативное фестивальное кино, наполненное сакраментальными истинами, но не несущее в себе ничего нового.
7 |
5 |
6 |