Где-то в параллельном мире существует город Монстрополис, населённый причудливыми созданиями. Некоторые из них жуткие, некоторые – не очень. Самое важное предприятие города – «Корпорация монстров», задача которой добывать детские крики, ведь они служат главным источником энергии в мире чудищ. Пугальщики – так называют работников Корпорации – каждую ночь отправляются в реальный мир через двери шкафов и пугают детей. Главное правило – никакого контакта с людьми, поскольку они считаются опасными и даже ядовитыми. Но однажды одна из дверей оказывается незакрытой, и ребёнок попадает в мир монстров…
Мысль создать картину о детских кошмарах возникла на студии Pixar ещё до появления «Истории игрушек». Когда в 1994 году работа над «Историей» подходила к концу, студия Диснея, финансировавшая проект, попросила предоставить идеи будущих работ. После небольшого мозгового штурма аниматор и соавтор «Истории игрушек» Пит Доктер предложил создать мультфильм о ночных кошмарных чудищах. Поскольку Pixar всегда стремилась искать темы, близкие и понятные всем от мала до велика, первый мультфильм студии был посвящён игрушкам, а четвёртый – бабайкам, которые по ночам заглядывают в детские спальни.
Создатели приняли решение сделать совершенно контрастных персонажей. Так появились Майк и Салли: невероятные и обаятельные монстры. Образы этих и других героев были навеяны детскими фантазиями и кошмарами работников студии. Джеймс Салливан (Салли) – огромный синий медведеподобный монстр с рогами и острыми клыками. Его друг и коллега – Майкл (Майк) Вазовский – полная противоположность: шарообразный одноглазый монстр-ловелас и юморист. Бу – маленькая девочка, попавшая в мир монстров, не может не расположить к себе зрителя. Создатели прекрасно передали образ ребёнка, все её повадки, ужимки; детская беззаботность и непосредственность добавляют картине особого шарма. Главный отрицательный персонаж – Рэндалл – неприятное пресмыкающееся с ужасной внешностью, способное становиться невидимым.
Важную роль при создании картины отдали озвучке. Роль Майка досталась комику Билли Кристалу, который однажды допустил оплошность и отказался озвучить Базза Лайтера в «Истории игрушек». Чувство юмора Кристала и манера речи невероятно точно подошли Майку Вазовскому, что заставляет зрителя хохотать до упаду. Салли озвучивал Джон Гудман, старый друг Билли Кристала. Вопреки голливудской традиции записывать голоса отдельно друг от друга, Гудман и Кристал работали вместе, чтобы диалоги оказались более достоверными. На роль малышки Бу взяли Мэри Гиббс, дочь одного из ведущих художников ленты. Ребёнок не мог усидеть на месте, поэтому звукооператоры бегали за ней с микрофоном и записывали всё, что она произносила, и затем из полученного материала были собраны реплики героини. Роль главного злодея Рэндалла досталась Стиву Буссеми, а роль главы Корпорации – голливудскому классику Джеймсу Кобурну, герою «Великолепной семёрки».
Мир монстров очень напоминает наш: здесь и многочисленные магазины, и бакалейные лавочки, общественный транспорт, заводы, рестораны. Чудовища ведут себя так же, как люди: они водят машины, общаются, отдыхают в парках, смеются, влюбляются, и даже зовут их всех по-человечески.
Для 2001 года такая детализация, как в «Корпорации монстров», была в новинку, чего стоит только шерсть Салли, насчитывающая более двух миллионов волосков. Не может не впечатлять и Корпорация: гигантская фабрика, вмещающая множество цехов, складов, отделов… Также важной частью картины была автоматическая система доставки дверей – порталов в мир людей. Чтобы использовать такой портал, его надо установить в специальное устройство и подключить к сети. Когда дверь не используется, она возвращается в гигантское хранилище с десятками миллионов аналогичных устройств. Графическая разработка такой системы была настоящим адом для художников, аниматоров и технологов. Ведь на многих кадрах было одновременно видно несколько миллионов дверей! И они не просто стояли в ряд, а были организованы сложным образом и соединены системами доставки, которые в финале используются для головокружительной погони.
Никого не оставляет равнодушным отношения монстров и маленькой девочки. Бу, сама того не зная, открывает в Майке и Салли совершенно новые и чуждые им прежде черты: ответственность, храбрость и дружелюбие. Но самое главное, что мир монстров перестаёт бояться людей, и в конце концов Корпорация переквалифицируется из Корпорации страха в Корпорацию смеха. Если поначалу для функционирования Монстрополиса были необходимы детские крики, то потом – детский смех. «Ну, конечно, мы развалили фабрику, и сотни людей останутся без работы. Я не говорю уж о злобной мафии, которая будет нам мстить. Но знаешь – мы, по крайней мере, посмеялись».
Как и положено хорошему мультфильму, детище Pixar не только развлекает, но и доносит важные мысли. Например, чтобы избавиться от страха, надо увидеть смешное в пугающем нас. Большинство наших страхов напрасны и надуманы – здесь очень показателен ужас, который вызывал в Монстрополисе детский носочек – его ликвидировали чуть ли не как бомбу. Эта и другие мысли равно актуальны и для детей, и для взрослых. В своей нише «Корпорация монстров» – идеальный фильм для просмотра всей семьёй.