Танцующая в темноте
Российская провинция, наши дни. Миловидная девушка-инвалид Елена после многолетнего домашнего обучения пребывает в специализированный коррекционный класс, где знакомится с такими же физически неполноценными ребятами, как и она сама. В новой реальности старшекласснице предстоит столкнуться с произволом системы и, конечно, познать все прелести первой любовной лихорадки.
Как известно, в последние годы в российском кинопроме доминируют два специфических жанра: комедии с резидентами небезызвестного телеканала и так называемая «чернуха». Причин, объясняющих популярность таких произведений, можно подобрать уйму, но, наверное, самая главная заключается в том, что снять комедию или «чернуху» в нашей стране проще всего, ведь для этого не нужно изобретать велосипед или собирать делегацию – достаточно просто зайти в первый попавшийся подъезд панельной девятиэтажки. Смех и грех, как говорится.
Вот и молодой постановщик «Класса коррекции» ухватил тенденцию и сварганил фильм в жанре гиперреализма на весьма неудобную тему. Положительный момент заключается в том, что кино подобного жанра позволяет осветить абсолютно любые тяжеловесные социальные проблемы, но основная загвоздка в том, что даже матёрые режиссёры, не первый раз работающие с данным жанром, зачастую вместе со своими прелюбопытнейшими задумками скатываются в унылую канаву. Света в этой яме нет, есть только гиперболизированная тьма и чересчур раздутая серость.
Впрочем, «Класс коррекции» не настолько депрессивен, во многом благодаря колоритным персонажам, оживляющим нарочито унылый антураж (даже погода здесь постоянно пасмурная). Как это бывает у подростков, у этих юных героев всё гораздо изощрённее и радикальнее: если хочешь испытать судьбу – немедленно ложись на рельсы, если человек не отвечает взаимностью – унизь его и возьми силой, если накосячил – будь готов тут же получить по морде. Смерть для этих ребят не является чем-то шокирующим и обескураживающим, для них лечь под поезд – это как два пальца об асфальт. Куда уж страшнее неразделённое влечение и внутренняя неудовлетворённость. Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, едет поезд запоздалый. Ревность рвёт на куски, и вот один из героев пытается изничтожить инвалидную коляску вожделенного объекта страсти. Удар за ударом, вновь и вновь. Пронзительный танец.
Коррекционный класс в фильме – это своеобразное гетто; террариум, в котором кроме молодых хамелеонов хватает и матёрых игуан. Некоторые преподаватели предельно реалистичны: они игнорируют неудобную проблему, вместо того чтобы решать её, заставляют других действовать по указке, потому что сами так живут и по-другому уже не хотят и не могут. В какой-то момент главная героиня отпускает в адрес одной из преподавательниц шутку вроде «лает и кусает, потому что никто не раздевает». Реакция не заставляет себя долго ждать: женщина незамедлительно вспыхивает, тем самым показывая, что она, в конце концов, тоже человек не без слабостей и уязвимостей. Педагоги затюканы закостенелой системой и низкооплачиваемым монументальным трудом, но при этом они делают всё для того, чтобы эта драконовская система продолжала существовать. Парадоксальный круговорот мракобесья! Все круги ада давно пройдены, но пресловутого рая как не было, так и нет. Есть только утомительно долгий и тернистый путь к чистилищу.
Достаточно крепкий фильм, вот только досадно, что режиссёр не обошёлся без явной надуманности. Да, действие происходят в типичном российском посёлке городского типа со всеми вытекающими прелестями, но не может быть, чтобы концентрация неадекватных дураков на один квадратный метр настолько сильно превышала норму.
Вердикт: Злободневное, но слегка неубедительное кинополотно с крепким актёрским составом. Очередное порождение русской «новой волны», волны беспощадной, но отнюдь не такой уж и бессмысленной.
Для глаз
|
Для мозга
|
Для сердца
|
7 |
4 |
7 |