Дядя, что такое чернуха?
Начать рассказ про «Такси» прежде всего стоит с режиссёра, сценариста, продюсера, оператора, исполнителя главной роли… нет, не Томми Вайсо, а всего-навсего Джафара Панахи. Панахи – личность во всех отношениях достойная уважения.
Будучи приговорённым в 2010 году к домашнему аресту за «антиправительственную» деятельность, он получил запрет покидать Иран, давать интервью и снимать кино на протяжении двадцати лет. Но раз есть правила, значит есть и тот, кто их будет нарушать. «Это не фильм» (вывезенный через Иран с помощью флэшки, спрятанной в тортике) и «Закрытый занавес» снимались, соответственно, на квартире и даче Панахи. «Такси» же снят на компактные камеры, не покидающие пределов автомобиля и замаскированные под видеорегистраторы.
Теперь вы имеете хотя бы поверхностное представление о том, кто такой Джафар Панахи, следовательно, отпала единственная важная претензия к фильму: трудность в оценке всей его прелести.
Далее должны были бы последовать дежурные строки о сюжете, но вот незадача – его как такового нет! Господин Панахи просто развозит пассажиров из точки А/B/C/D (нужное подчеркнуть) в точку A/B/C/D (нужное всё ещё подчеркнуть). Но каких пассажиров!
Они – душа, сердце фильма, главное его достоинство. Каждый из персонажей выразителен, ярок и выполняет важную сюжетную функцию – затрагивает определённую проблему, характерную для Ирана. Менее чем за полтора часа пассажиры успевают обсудить права женщин, ограничение свобод человека, право государства казнить, людские алчность и мужество в критических жизненных ситуациях… Количества тем не хватит иным режиссёрам и на целую фильмографию. И через весь фильм проходит главная тема – проблема цензуры в кинематографе. Будь то племянница, упоминающая о том, как её в школе учат снимать «правильное» кино, продавец дисков, сетующий на то, как сложно посмотреть зарубежные фильмы в Иране, или сам Панахи, рассуждающий о назначении кино как искусства – никто не стесняется высказываться.
Наблюдать за самим Панахи – одно удовольствие. Одна только его улыбка способна растопить сердце самого чёрствого человека, а взгляд, кажется, способен исцелять от смертельных заболеваний. Дорогого стоит.
«Такси» обладает такой сильной энергетикой (простите за пафос), что в какой-то момент просто забываешь, что это постановка, и воспринимаешь всё за чистую монету. И не важно, что творящееся порой на экране безумие говорит об обратном. Вот она, магия кино.
Вердикт: «Такси» доказывает проверенное утверждение о том, что для хорошей ленты не нужен большой бюджет, мешок спецэффектов и видные актёры. Нужен лишь грамотный сценарий и преданный своему делу и искренне любящий кинематограф режиссёр.
8 |
9 |
9 |