Хочешь жить – умей вертеться
Так же, как фильмы 70-х были полны мрачных персонажей, озлобленных на весь мир и на самих себя, эпоха Войны с террором и глобального экономического кризиса ставит на экраны своих антигероев. Лу Блум, главный герой режиссёрского дебюта Дэна Гилроя, как раз из таких. Он умён и сообразителен, но антисоциален, агрессивен и лишён каких-либо намёков на совесть. Это человек, который ставит себя выше остальных и все свои действия направляет исключительно на получение собственной выгоды.
Впервые мы встречаемся с Лу, когда он занимается воровством и перепродажей металлических ограждений. Однако этот поток дохода грозит иссякнуть, и вскоре молодой человек находит новую перспективу быстрого заработка – видеосъёмку чрезвычайных происшествий и их последствий с последующей продажей записи на местный телеканал. Постепенно Лу понимает, что эта работа ему по душе, и в погоне за более «горячим» материалом он постепенно переходит все грани дозволенного, как этические, так и физические.
Трудно сказать, что «Стрингер» содержит что-то принципиально новое и ранее невиданное. Истории о мерзких людях, чей успех и моральное падение находятся в прямой зависимости, в последние годы выходят на экраны регулярно. Однако работа Гилроя среди них выделяется в первую очередь своим главным героем. Блум бросается с головой в новую работу и не только не проваливается, но ещё и опережает конкурентов (среди которых слегка недоиспользованный Билл Пэкстон). И причиной тому оказываются не какие-то особые знания и способности, а банальная человеческая наглость.
В то время как нормальный человек задумался бы о том, имеет ли он право лезть с камерой в личную жизнь людей в моменты горя, наш антигерой идёт напролом к своей цели. Смотреть на это неприятно, но в то же время его поступки вызывают какой-то извращённый интерес. И в этом огромная заслуга как Гилроя, так и Джейка Джилленхола, исполняющего главную роль.
Изрядно похудевший, актёр превратился в своего злого брата-близнеца, который своим маниакальным оскалом вызывает дрожь по телу. Но при этом он излучает сверхчеловеческую энергетику, отчего веришь, что ему удаётся подчинять окружающих своей воле. Но при этом и автор, и исполнитель не теряют голову и не делают из Блума «обаятельного подонка». Трудно представить зрителя, который после просмотра будет говорить, что фильм подаёт хороший пример для желающих открыть своё дело.
Под стать главному герою и общий стиль фильма – с виду спокойный, динамичный на деле. По части съёмок ночного Лос-Анджелеса и таящихся в нём бед (за камерой – лауреат «Оскара» Роберт Элсвит) «Стрингера» можно смело ставить на один уровень с «Драйвом» и «Соучастником».
Единственное, на что можно пожаловаться – так это на Гилроя, который иногда повторяет ошибку многих дебютантов и пытается уместить в фильме слишком много. Вторичная линия с телепродюсером в исполнении Рене Руссо, которая к концу превращается в гневный комментарий на тему современных СМИ и их эксплуатации шокирующих и аморальных материалов ради рейтингов, выглядит сырой и явно лишней. «Стрингер» был бы отличным психологическим триллером, если бы при этом не пытался быть «фильмом с посланием».
Конечно, этого мало, чтобы испортить впечатление от просмотра, но и закрыть глаза на такой изъян нельзя. Кроме того, из фильма можно было бы спокойно вырезать 15 минут без каких-либо вредных последствий. Тем не менее, «Стрингер» получился более чем достойным началом режиссёрской карьеры Дэна Гилроя, и хочется верить, что её продолжение будет получше, чем у его брата Тони.
Вердикт: Толковый триллер с одной из лучших актёрских работ года.
8 |
8 |
7 |