Пережить
У Кевина Крамба (Джеймс МакЭвой) диссоциативное расстройство идентичности – в его теле заключены двадцать три личности. Когда одна из них берёт верх над остальными, мужчина похищает трёх молодых девушек. Держа их в заточении, Кевин готовится к появлению новой личности. Её пришествие не сулит девушкам ничего хорошего.
После череды громких неудач («Девушка из воды», «Повелитель стихий», «После нашей эры») М. Найт Шьямалан вернулся в малобюджетное жанровое кино. Вслед за «Визитом» последовал релиз «Сплита» – фильма, вдохновлённого историей Билли Миллигана. Безусловной примой картины выступил Джеймс МакЭвой, добившийся потрясающего результата. Перед актёром стояла крайне амбициозная задача – изобразить на экране диаметрально противоположные, но гипнотически завораживающие образы. Являясь абсолютным локомотивом истории, Крамб на протяжении всего фильма удерживает на себе зрительское внимание – впечатляющий перформанс актёра.
Лицедей убедителен в ипостасях набожной Патриции, деспотичного Денниза и пугливого девятилетнего Хедвига. В отдельные моменты артист ходит по краю пропасти, рискуя скатиться в форменное кривляние. Однако этого не происходит. Словно искусный эквилибрист, МакЭвой удерживает равновесие – его игра полна полутонов и ярких красок; она жива и оттого изящна. Различные личности Кевина вызывают страх, ненависть, брезгливость, возмущение, жалость, гнев – всё, кроме равнодушия. Вторят шотландцу другие актёры, среди которых особо выделяется Бетти Бакли («Кэрри», «Явление»). Персонаж американки – доктор Флетчер – катализатор развития погружающегося в пучину безумия мужчины, однако не выглядит инородным телом в произведении.
Разветвлённое, но линейное повествование помогает лучше разобраться в героях. Кевин – не единственный загадочный герой. Одна из похищенных девушек Кейси (молодая британская актриса Аня Тейлор-Джой) не так проста, как кажется. Её история, которая таинственным образом перекликается с прошлым Кевина, демонстрируется параллельно основной сюжетной линии. И пусть все догадки в финале подтвердятся, Шьямалан всё же сумеет вас удивить. Его психологический триллер на поверку оказывается камерной историей о смелости и силе духа, а истины, которые вложил постановщик в своё творение, – завуалированы. Отличную работу проделал оператор Майк Гиулакис («В финале Джон умрёт», «Оно»). Камера периодически упускает персонажей из кадра, что придаёт истории пугающей реалистичности – психопат-преступник и остальные будто бы попадают под прицел камеры наблюдения, а зритель превращается в невольного свидетеля происходящих на экране бесчинств.
В определённый момент жизнеописания героя МакЭвоя незаметно превращаются в занимательный поучительно-драматический урок агиографии, а сам Кевин – в ожившее хтоническое божество. Грань между вымыслом и реальностью полностью стирается. Но вместе с тем основная сюжетная линия сохраняет целостность. Однако не покидает ощущение, что картине не хватает динамики, а сценарию – изобретательности. Последнее в большей степени является следствием высоких ожиданий от М. Найта Шьямалана; даже с учётом его последних слабых работ. Личности Кевина интригуют, но оказываются слишком «обычными», они практически не конфликтуют друг с другом. Некоторые второстепенные герои шаблонны и никак не влияют на развитие сюжета, а уровень саспенса в отдельные моменты (диалоги главного героя с доктором Флетчер, флэшбэки одной из девушек) ощутимо падает.
Чем ближе к концу, тем больше вопросов будет задано режиссёром. Делая прозрачные намёки, но не давая конкретных ответов, он продолжает увлекательную игру со зрителем: как связаны судьбы Кевина и Кейси, какие цели преследует преступник, кем является двадцать четвёртая личность злоумышленника, какие отношения установились между основными личинами антагониста? Традиционный для американского индийца твист в фильме отсутствует. Но эпилог, закольцовывающий историю, делает её объёмнее, однозначно намекая на продолжение жизнеописаний одиозного преступника. Эту догадку подтверждает и сам режиссёр – в будущем нам предстоит познакомиться с харизматичным Кевином Крамбом ещё ближе.