В далёком 1997 году персонажи «Крика 2» на лекции по теории кино обсуждали тему, что сиквелы погубили фильмы ужасов, да и вообще неизменно оказывались хуже оригинала. Тем не менее в качестве примеров приводилось несколько сиквелов, которые оказались не только не хуже, но во многом даже лучше первой части. К таким несомненным удачам относится и культовый фантастический хоррор-боевик Джеймса Кэмерона «Чужие».
Разговоры о продолжении «Чужого» Ридли Скотта начались сразу после его выхода, поскольку фильм стал не только коммерческим хитом, но и вызывал восторженные отзывы критики. Но из-за успеха картины Скотта кинорынок наводнили однотипные страшилки о злобных пришельцах, среди которых попадались как шедевры (вроде «Нечто» Джона Карпентера), так и вполне ерундовое кино категории B («Экстро», «Галактики ужаса» и «Чудовища» (известного в эпоху видеосалонов как «Тварь с Титана»)). Из-за обилия фильмов подобной тематики, а также из-за кадровых перестановок на студии Fox, решение о съёмках продолжения «Чужого» было на время отложено. Но когда к нему вернулись, главной трудностью оказалось решить, стоит ли развивать историю Рипли или же придумать иной сюжет с другими персонажами. Осенью 1983 года продюсеру и сценаристу Дэвиду Гайлеру попался в руки сценарий ещё не снятого фильма «Терминатор» за авторством никому не известного Джеймса Кэмерона (в резюме которого была лишь режиссура «Пираний-2» и работа художником на «Галактике ужаса»), который тому очень понравился. В итоге Гайлер предложил Кэмерону поработать над сценарием продолжения «Чужого».
До того, как Кэмерон познакомился с продюсерами, у него был готов набросок сценария к фильму под названием «Мать», в котором фигурировали солдаты, атмосферный процессор на Венере, схватка с матерью инопланетян и женщина, управляющая роботом-погрузчиком. Кроме того, Кэмерон был поклонником «Звёздного десанта» Роберта Хайнлайна и его очень сильно увлекала идея сражения солдатов в космосе с чем-то неведомым. Вдобавок режиссёр однозначно был заинтересован в дальнейшем развитии сюжетной линии лейтенанта Рипли и считал, что сиквел «Чужого» должен быть прямым продолжением фильма Ридли Скотта.
После того как студия согласились работать с Кэмероном, он за четыре дня написал 45 страниц чернового варианта сценария под названием «Чужой-2», который понравился продюсерам Дэвиду Гайлеру и Уолтеру Хиллу. Но поскольку Кэмерон в то время ещё не имел веса перед крупными студийными боссами, одобрить его труд могли только фамилии Гайлера и Хилла, стоящие рядом с его. Разумеется, Кэмерону это не нравилось, но он понимал, что отстоять авторские права ему всё равно будет не под силу, и смирился. Но нет худа без добра – студия была в восторге от идей Кэмерона, не только позволив ему написать полноценный сценарий, но и подождать, пока он закончит съёмки «Терминатора». Окончательный вариант сценария Кэмерон закончил в феврале 1985 года, и к этому моменту фильм обрёл название – «Чужие».
После того как проблемы с сюжетной линией были позади, съёмочная группа столкнулась с другой сложностью – после «Чужого» Сигурни Уивер стала настоящей звездой, снявшись в громких хитах вроде «Года, опасного для жизни» и «Охотников за привидениями» и возвращаться к роли Рипли не очень хотела. Кроме того она желала расти как актриса и предпочитала участие в серьёзных драмах, а не фантастических боевиках, и многочисленные концепции сиквелов «Чужого», которые присылали ей со студии Fox, актрису категорически не устраивали. Переговоры с Уивер велись крайне напряжённо, и за это время Джеймс Кэмерон и продюсер Гейл Энн Херд успели пожениться. Студия даже попросила Кэмерона написать альтернативный вариант сценария – без Эллен Рипли, но он наотрез отказался, сказав, что без её участия продолжение «Чужого» попросту невозможно.
Отправляясь в медовый месяц, Кэмерон и Херд заявили, что если к их возвращению Уивер и студия не договорятся, они уйдут с проекта. Однако в Fox так и не смогли уговорить звезду, а Кэмерон всё же очень хотел поработать над «Чужими», и потому пошёл на хитрость. Он позвонил агенту Арнольда Шварценеггера и якобы случайно проронил фразу, что работает над сценарием «Чужих», где полностью отсутствует героиня Сигурни Уивер. Разумеется, тут же сработало сарафанное радио, поскольку агент Шварценеггера связался с агентом Уивер, и тот, в свою очередь, вернулся к переговорам со студией. Так обе стороны наконец пришли к пониманию, что без Эллен Рипли сиквел «Чужих» невозможен. Окончательно убедила Уивер очень глубокая проработка образа Рипли, особенно её материнских черт, поэтому все благополучно выдохнули и съёмкам был дан зелёный свет.
Камеры заработали 20 сентября 1985 года на лондонской киностудии Pinewood. 1,5 миллиона долларов из 18-миллионного бюджета ушло на создание бронетранспортёра десанта: он был построен на основе буксира для самолётов, купленного у аэропорта Хитроу, проводившего замену инвентаря. Весила эта громадина 70 тонн и рабочим пришлось срезать с неё около 44 тонн металла, чтобы снизить вес до 28. Одна из дизайнерских компаний хотела предложить Кэмерону услуги по разработке внешнего вида этой машины, но из-за бюджетных ограничений пришлось отказаться. Так как съёмки требовали масштабности, на многом приходилось экономить. Тем не менее, для внутренней съёмки буксир не годился, и для изображений интерьеров бронетранспортёра выстроили отдельные декорации.
Также был создан полноразмерный вход в колонию, задействованный в сценах, где пехотинцы заходят в опустевшее поселение, и несколько внутренних помещений колонии. Чтобы подчеркнуть разнообразие уровней и лишний раз не тратиться, одни и те же декорации несколько раз меняли, а в первой сцене на борту «Сулако» использовались зеркала, чтобы визуально увеличить количество камер для криогенного сна. Съёмочной группе вообще часто приходилось контролировать бюджет и искать выход из положения. Так, ванная Рипли – это немного видоизменённый туалет самолёта компании British Airways, для съёмок самих чужих использовалось лишь шесть костюмов, кровь андроида Бишопа была смесью молока и йогурта, а логово чужих «сыграла» закрытая электростанция.
Конечно, самыми важными аспектами технической части картины были сами чужие. Вначале студия хотела вновь обратиться к Х. Р. Гигеру, чтобы он создал новые образы инопланетных чудищ, но Джеймс Кэмерон наотрез отказался от этой идеи. В качестве нового монстра в картине фигурирует только Королева Чужих, внешний вид которой был полностью разработан Кэмероном, ему же принадлежала идея сделать её зубы прозрачными. Кукла была выполнена в двух экземплярах: полноразмерном и миниатюрном (уменьшенном в четыре раза). Моделью в полный рост управляли изнутри два оператора, а ассистировали им ещё 14 человек. Маленькую же пришлось сделать полностью аниматронной, управляемой при помощи множества тросов. Эта модель использовалась в сцене схватки Королевы Чужих с автопогрузчиком, управляемым Рипли, причём во многих кадрах погрузчик тоже был миниатюрной моделью. Интересно, что этот погрузчик так впечатлил зрителей, что компанию Caterpillar, занимавшуюся производством тяжёлого строительного оборудования, закидали запросами на приобретение подобного устройства.
Не обошлось и без кадровых накладок. В самом начале работы у Кэмерона возникли творческие разногласия с британским оператором Диком Бушем («Виктор/Виктория», «Логово белого червя»), и его заменили на Эдриана Биддла («И целого мира мало», «Мумия»). Также Кэмерон не нашёл общий язык с Джеймсом Ремаром, игравшем капрала Хикса, и поэтому режиссёр заменил его на Майкла Бина. Только сделал он это уже после того, как была отснята одна из самых сложных сцен – появление пехотинцев в гнезде чужих. Переснимать её было слишком затратно, и режиссёр решил вырезать все крупные планы Хикса. Спина этого персонажа в данной сцене принадлежит Ремару. В связи с быстрой заменой, Майкл Бин избежал серьёзной двухнедельной тренировки под руководством морских пехотинцев, в которой не принимали участие лишь Сигурни Уивер, Пол Райзер и Уильям Хоуп, поскольку Кэмерон хотел показать отличие их персонажей от непосредственных участников боевых действий. Помимо этого режиссёр заставил актёров прочесть свой любимый «Звёздный десант», чтобы те лучше прониклись противостоянием военных и пришельцев.
К сожалению, не весь материал вошёл в театральную версию. На стадии монтажа были удалены такие сцены, как демонстрация быта колонии до нападения инопланетян, обнаружение родителями Ньют корабля, захваченного чужими, отражение атаки чужих роботами-часовыми и другие. Их восстановили для режиссёрской версии в 1987 году. Но при этом остались эпизоды, которые не вошли даже в неё. Среди них был такой момент, как демонстрация фотографии постаревшей дочери Рипли (женщина, изображенная на фото – настоящая мать Сигурни Уивер Элизабет Инглес), а также сцена, попавшая исключительно в специздание фильма на Blu-ray – когда Рипли находит инфицированного Берка (Пол Райзер) и даёт ему гранату. Сигурни Уивер, увидевшая театральную версию и посчитавшая, что из-за многочисленных купюр пострадал её персонаж, в негодовании заявила, что больше никогда не вернётся к работе над фильмами о чужих.
Однако успех «Чужих» Кэмерона был оглушительным. Фильм собрал в мировом прокате свыше 130 миллионов долларов и удостоился 7 номинаций на «Оскар» – за лучшую женскую роль, лучшие декорации, лучший звук, лучший монтаж, лучшую музыку, лучший звукомонтаж и спецэффекты, – получив статуэтки в двух последних категориях.
Критики называли «Чужих» лучшим фильмом в жанре боевика всех времён, а по версии Entertainment Weekly, картина заняла 42 место в списке величайших фильмов в истории. В самом деле, качество «Чужих» не перестаёт поражать даже по сей день – в эпоху ураганного экшена и компьютерных чудес фильм хочется пересматривать снова и снова. Кэмерон продемонстрировал высочайший уровень режиссуры, заложив основу классического для экшен-фильмов приёма «спецназ против монстров», при этом не забывая о грамотном сценарии и работе с актёрами, которые играли лучше, чем того требовал сюжет. В самом деле, какие ещё актрисы смогут похвастаться номинацией на «Оскар» за роль в фантастическом боевике?