Непарадные портреты
1953 год. Иосиф Сталин после очередных ночных возлияний в компании однопартийцев отправляется в свой кабинет на Ближней даче, где падает как подкошенный. Утром бездыханное тело вождя народов обнаруживает охрана, после чего товарищи из Политбюро начинают думать, как дальше жить и что со всем этим делать. Берия (Саймон Расселл Бил) продавливает кандидатуру слабохарактерного и легко внушаемого Маленкова (Джеффри Тэмбор). Хрущёв (Стив Буссеми) в ответ организует заговор с участием маршала Жукова (Джейсон Айзекс).
«Смерть Сталина» от мастера политической сатиры Армандо Ианнуччи – очередное напоминание о том, как лживы, глупы, трусливы и циничны в основной своей массе политики. Они таковыми были, вероятно, всюду и во все времена, эти свойства «государевых людей» Ианнуччи и препарирует из раза в раз. Британским и американским власть предержащим от него уже доставалось, теперь пришёл черёд отечественных партийных функционеров. Подозревать шотландского сатирика в намеренном осквернении российской истории – само по себе свидетельство ограниченности тех, кто подобной точки зрения придерживается. Падение сталинского режима и разгоревшаяся вслед за ним борьба аппаратчиков за свои кресла здесь лишь антураж, в котором режиссёр с удовольствием изучает развернувшуюся перед зрителем галерею идиотов.
Затесавшиеся в эту галерею персонажи, надо сказать, получились на редкость объёмными, яркими, живыми фигурами. Берия трясёт расстрельными списками и регулярно с удовольствием кого-нибудь пытает, бесхребетный Маленков свято верит в свою избранность, но в то же время сторонится любой ответственности, Жуков подкалывает всех и вся, Хрущёв плетёт интриги. Да, среди них нет почти ни одного мало-мальски приятного героя, за которого хотелось бы «поболеть», но в том и суть – показать, как деформируется личность, облечённая властью и органически неспособная с этой властью расстаться. Особенно разителен контраст между главными героями в начале – подобострастные лакеи, пресмыкающиеся перед хозяином, жадно ловящие каждое слово, лебезящие и заискивающие – и сразу после смерти вождя, когда этот паноптикум превращается в свору шавок, готовых перегрызть друг другу глотки ещё до того, как властное тело успело остыть.
«Смерть Сталина» не лишена ряда чисто сценарных недостатков: например, бессмысленным выглядит присутствие в сюжете пианистки Марины Юдиной в исполнении Ольги Куриленко. Это именно что присутствие: говорит она так мало и редко, а транслируемая ею философия столь проста и прямолинейна, что складывается впечатление, будто в сценарий её добавили только для того, чтобы среди героев был хоть кто-то заведомо положительный и при этом женского пола (помимо Юдиной в ленте есть ещё только одна женщина – дочь Сталина Светлана Аллилуева, сыгранная Андреа Райзборо).
Со временем шутки про расстрелы начинают повторяться, а сюжет разбивается на эпизоды, начиная больше походить на сборник анекдотов и скетчей. «Склеивать» эту вереницу шуток и гэгов в более-менее стройное полотно лучше всего удаётся Хрущёву и Жукову, которые может и не сильно лучше прочих товарищей по моральным качествам, но хотя бы уверены в себе и знают, что делают.
Тем удивительнее, что именно изображение маршала Жукова вызвало особенно бурную реакцию у отечественных блюстителей нравственности, усмотревших здесь надругательство над исторической правдой. А ведь именно Жуков и блестяще сыгранный Стивом Буссеми Хрущёв в «Смерти Сталина» показаны наиболее здравомыслящими персонажами. Хрущёв за считанные часы трансформируется из придворного шута в ловкого манипулятора и оказывается «серым кардиналом» почище Берии. Это не экстремизм, а, наоборот, отчасти даже вполне комплиментарное, хотя и не во всём лестное, изображение исторического деятеля.
Что касается степени исторического правдоподобия, то ожидать оное от чёрной комедии примерно так же бессмысленно, как от Тарантино в «Бесславных ублюдках». Ианнуччи ведь и не ставил себе целью снять байопик или серьёзное документальное кино. Да и как судить о достоверности, если реальные обстоятельства казни того же Берии во многом до сих пор остаются под грифом «секретно». Надругательство же во всей этой ситуации если и присутствует, то только над здравым смыслом – и со стороны тех, кто «Смерть Сталина» из нашего проката убрал. Вероятно, подсознательно узнав в изображённых функционерах себя или коллег.
Кстати, симптоматично: в начале ленты «сталинские соколы» после трудового дня коротают вечер за просмотром вестернов, снятых в «проклятом загнивающем» Голливуде. Забавным рефреном этому эпизоду звучит тот факт, что одним из самых ярых критиков проката «Смерти Сталина» в реальности стал сын Никиты Хрущева Сергей, давно проживающий в США и имеющий американское гражданство, но, видимо, очень переживающий за нравственный облик бывших соотечественников. Конечно, из-за океана переживается сильнее, да и быть патриотом родного отечества из Род-Айленда, ясное дело, удобнее.
В итоге подхватившие волну ура-патриотической риторики ревнители морали с достойным лучшего применения упорством толкуют об исторической недостоверности и насмешках над историей, забывая о простой истине: человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым. И этот тезис, если что, принадлежит перу человека, стоявшего у истоков той самой идеологии, что являлась основополагающей в советском государстве на всём протяжении его существования. Что ж, как это часто и бывает, фарс в жизни получился даже смешнее, чем на экране…