Бо Вассерман (Хоакин Феникс) редко выходит из дома. В большом мире всё его пугает: агрессивно настроенные соседи, недоброжелательные продавцы в супермаркете, неадекватные прохожие на улице и даже собственная мать Мона (Пэтти ЛюПон), обвиняющая сына по поводу и без.

Когда накануне годовщины смерти отца Бо собирается навестить мать, всё с самого начала идёт наперекосяк, и вместо спокойного путешествия мужчина оказывается втянут в череду сложно поддающихся логике странных событий.

Мегаломанский проект Ари Астера – молодого постановщика, блеснувшего слоубёрнерами «Реинкарнация» и «Солнцестояние» – обременён гигантским хронометражем, перенасыщен деталями, гротескным юмором, а также снабжён немотивированным насилием и иносказательными фантасмагорическими образами.

Однако лента, в основу которой легли идеи об обретении своего «я», получении независимости и самостоятельности, а также борьбе с внутренними страхами, отнюдь не одномерна.

«Все страхи Бо» – фильм обаятельный и отталкивающий одновременно. В нём симбиотически соединяются изумительная красота и неприкрытое уродство, вселенская любовь и отчаянная ненависть, невозмутимое спокойствие и неистовый гнев, безудержное счастье и жгучая тоска. Маятник эмоционального равновесия почти ни секунды не находится на нулевой отметке – он постоянно движется.

Открывающая фильм сцена – и натуралистическая, и фантастическая сразу – задаёт тон повествованию: нас ждёт почти три часа предельно субъективной истории о противостоянии Бо и Моны, о тщетных попытках мужчины-неврастеника взять под контроль свою жизнь.

И хотя фактически эта тенденциозность будет обозначена лишь в финальной трети постановки, не остаётся никаких сомнений в том, что за идею заложил в свою третью полнометражную работу Ари Астер.

Взаимоотношения мать – сын могут быть манипулятивными или уважительными, импульсивными или сдержанными, созависимыми или здоровыми. Разумеется, автор «Реинкарнации» для своей картины выбирает наиболее сложные варианты. Рассказ ведётся от первого лица, а сюжет перманентно виляет из стороны в сторону, точно хвост голодной дворняжки.

Полотно содержит в себе три полноценных, явно разделяющихся по атмосфере, тональности и даже жанру мини-фильма. Каждый из них – полноценная законченная история со своими стилистическими особенностями, героями и антигероями.

Сколько в этих историях личного, а сколько – выдуманного, судить тяжело, но путешествие неуравновешенного Бо по лабиринтам собственного сознания выглядит и захватывающим, и утомительным. Некоторые эпизоды этой кафкианской одиссеи по-настоящему смешны, иные – просто забавны, какие-то заставляют задуматься о первопричинах необычного поведения протагониста, а другие оставляют в недоумении.

Но не из-за непонимания материала. «Все страхи…» неоднородны. К тому же они заметно отличаются от предыдущих работ кинематографиста. Но символика, столь характерная для творчества Астера в целом, присутствует в картине в полном объёме – постановщик уделяет деталям самое пристальное внимание. Взаимосвязь событий и знаков может трактоваться широко, но не вызывает никаких вопросов – суть ухватывается довольно легко.

С другой стороны, фаллические символы, присутствующие в ленте в гипертрофированном виде, будто бы требуют пояснений. Или, если уж не объяснений, то как минимум ремарок.

Впрочем, Ари Астер, кажется, снял самый личный фильм. Удивительно, что это лишь его третья работа в большом кино. Обычно подобные ленты режиссёры выпускают или под конец карьеры, подводя под ней черту, или, рискуя, делают на них ставку в качестве дебютных постановок.

Хотя «Все страхи…» вполне могли оказаться первым фильмом Ари Астера. Ведь короткометражка «Бо», которая лежит в основе картины, вышла ещё в 2011 году. А это значит, что с постановки вполне можно начинать знакомство с творчеством режиссёра. Сомнамбулические приключения рохли Бо подходят для этого как нельзя лучше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here